ENGLISH VERSION
CARMAN AUTO-I 100
CARMAN AUTO-I 300
CARMAN AUTO-I 700
 
VCDS (VAG-COM)
DELPHI DS150
СКАНЕР ДЛЯ МОТО
FOXWELL NT644 Pro
CarDAQ-PLUS 2
ИММОБИЛАЙЗЕРЫ
КЛЮЧИ И СТАНКИ SILCA
 
COMMON RAIL TЕСТЕР
FRONIUS ЗАРЯДКА АКБ
РАСТОЧКА ДИСКОВ
ТЮНИНГ ДВИГАТЕЛЯ
ГАЗОАНАЛИЗАТОР
ДЫМОМАШИНА
CEMB БАЛАНСИРОВКИ
DUNLOP МОНТАЖ ШИН
 
КАРТЫ ПОКРЫТИЯ ИНСТРУКЦИИ
ОБУЧЕНИЕ
КОНТАКТЫ
ФОРУМ
ТЕХ БЮЛЛЕТЕНИ
ОБНОВЛЕНИЯ
ВСЕ НОВОСТИ
ВАКАНСИИ
Наши проекты:






 

Технический Бюллетень №90: Shift Position

TSB#90

Shift Position (часть 1)
 
   
   Велико желание автопроизводителей заработать денег. И на что только они не идут ради этой великой цели. Например, придумывают всякие нелепые конструкции, вроде роботизированных коробок передач. Преподносится это чуть ли не как полноценная замена обычным «автоматам». И разумеется, нам объясняют, что всё это вызвано заботой об уменьшении расхода топлива, выбросов СО2 и прочая, прочая, прочая… Только вот, сдаётся мне, корневая-то причина здесь совсем другая – «на входе» роботизированная коробка обходится производителю в разы дешевле, чем АКП. «На выходе», т.е. для потребителя, стоимость «робота», если и меньше «автомата», то ненамного. Куда идёт разница – понятно.    
   Вот перед нами яркий образчик данной концепции. Автомобиль Toyota Auris, с двигателем 1ZR-FE и «фирменным» тойотовским роботом Multi Mode Transmission, сокращённо ММТ (фото 1).

                   

                                  Фото 1 - Toyota Auris

   Причина его появления на нашем сервисе – спорадический «уход» коробки в отказ. Т.е. ни с того, ни сего, индикация передачи на панели приборов вдруг пропадает, а сама коробка при этом перестаёт переключаться. После выключения зажигания и непродолжительной паузы можно снова запускать двигатель и ехать дальше как ни в чём ни бывало. Такая ситуация возникает не чаще одного-двух раз в день. Выглядит не очень оптимистично, но, попытаемся что-то понять.
   Подключаем к диагностическому разъёму G-Scan, выбираем производителя (Toyota), а затем нужную нам систему, т.е. Transmission ECT/SMT/MMT (экран 1). Включаем зажигание, сканер устанавливает связь с ECU, на дисплее появляется Функциональное Меню (экран 2). Первым делом конечно же опрашиваем память неисправностей. Там имеется ошибка Р0915 «Gear Shift Position Circuit Range/Performance (экран 3).

                   

                         Экран 1 - выбор системы

                   

                         Экран 2 - Функциональное Меню блока управления ММТ

                   

                        Экран 3 - коды неисправности


   О чём собственно идёт речь? Данная коробка, как и большинство «роботов» в основе своей является обычной «механикой». Для того, чтобы она стала «прям как автомат», в её конструкцию добавлены три электрических сервопривода. Один из них заменяет собой левую ногу водителя, т.е. «выжимает» и отпускает сцепление. Другой двигает кулису механизма выбора передач, т.е., условно говоря, выполняет ту же функцию, что и рука водителя, перемещающая рычаг ручной КП в поперечном оси движения автомобиля направлении. Ну и наконец, третий сервопривод, если использовать всю ту же аналогию с ручной КП, двигает «палку» в продольном направлении, тем самым включая и выключая, уже выбранную перед этим передачу – это сервопривод переключения. Ну а, чтобы отслеживать работу этих сервоприводов (т.е. для получения обратной связи), в системе используются специальные бесконтактные датчики на эффекте Холла. Вот именно на датчик, отслеживающий работу сервопривода переключения (Shift Position), и жалуется блок управления.
   Как следует из электрической схемы, приводимой в базы данных Мотордата, данный датчик является «сдвоенным» (рис 1).

                   

                        Рис. 1 - так выглядит этот датчик на электрической схеме

   Установлен он на задней верхней части корпуса коробки (фото 2). Левее на этом же фото хорошо виден практически точно такой же датчик, контролирующий работу сервопривода механизма выбора передач (Select Position Sensor). Но это так, для справки, данный датчик нас вообще не интересует, потому что по нему в памяти ничего нет.

                   

                         Фото 2 - датчики выбора и переключения передач


  Ключевой вопрос - почему записывается ошибка Р0915? Из той же Мотордаты следует, что данный код фиксируется блоком в случае расхождения уровня напряжений первого и второго каналов датчика Shift Position (рис 2).

                   

                     Рис. 2 - сопутствующая информация по коду неисправности Р0915

   В числе причин возникновения данного кода фигурируют только три, а именно: собственно датчик, проводка и блок управления. Иными словами, техническая документация недвусмысленно намекает на то, что это чисто «электрическая» ошибка.
   Проверять проводку в данной ситуации – занятие малоэффективное, если не сказать бесполезное. Потому что, находясь в ремзоне, автомобиль работает как часы. И коробка в том числе. Все передачи включаются, при этом все параметры изменяются именно так, как и должны. То есть, текущие значения, рассчитываемые как раз на основании напряжений от упомянутых датчиков, в точности соответствуют заданным (экраны 4, 5 и 6).

                   

                    Экран 1 - действительные и заданные значения в положении "нейтраль"

                   

                    Экран 2 - действительные и заданные значения в положении "реверс"

                   

                    Экран 3 - действительные и заданные значения в положении "движение"

   Мы, как можем трясём и изгибаем жгут, приходящий к датчикам. Безрезультатно. Осмотр контактов, как со стороны жгута, так и со стороны самого датчика тоже ничего криминального не выявляет. На всякий случай всё же обрабатываем их специальным очистителем. Кстати говоря, если при отключенном разъёме (фото 3) включить зажигание, записывается код Р0917, что лишний раз подтверждает целостность проводки (экран 7). 

                   

                          Фото 3 - для очистки контактов разъём необходимо отсоединить

                   

                         Экран 7 - и блок управления это прекрасно "видит"

   
   Нас всё-таки не оставляет желание добиться проявления дефекта. В ремзоне у нас это не получается. Может быть, нужно прокатиться? Просим сделать это мастера-приёмщика. Видимо, рука у него лёгкая. Или глаз чёрный – это уж как кому нравится. В общем, после поездки он «привозит» нам всё тот же код, Р0915. Но важно даже не это, а то, при каких условиях возникла неисправность. Как утверждает мастер, произошло это, когда автомобиль стоял на месте, причём селектор коробки в этот момент находился в положении «N» (фото 4). И вдруг, ни с того, ни с сего, индикатор нейтрали на панели приборов исчез (фото 5). После выключения и повторного включения зажигания всё нормализовалось.

                   

                                    Фото 4 - индикация положения N пропала

                   

                               Фото 5 - хотя селектор коробки никто не трогал

 
   В общем, мы окончательно убеждаемся в том, что данная неисправность никоим образом не может быть вызвана какими-либо заеданиями, подклиниваниями и прочими проблемами со стороны механики или сервоприводов – всё произошло, если можно так сказать, в состоянии полнейшей статики, в положении «нейтраль». То есть, проблема, действительно носит чисто электрический характер. Поскольку проводку и контакты мы, с большой долей вероятности, уже исключили, остаётся подозревать датчик или блок управления. Прикинув стоимость этих компонентов, виновником естественно решаем «назначить» сам датчик. И приговариваем его к замене. О том, угадали мы, или нет, расскажу во второй части.

Технический эксперт компании «Интерлакен Рус»
Газетин Сергей.   

Яндекс цитирования Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
© 2004 — 2016 CARMAN SCAN Тел: +7495-789-4631; +7495-771-7031