
|
Технический Бюллетень №82: Коммуникация
|
TSB#82
Коммуникация Водитель принадлежащего одной из московских компаний корпоративного автомобиля Volkswagen Multivan 2.5TDi (фото 1), обратился к нам с просьбой разобраться с горящими на приборной панели индикаторами (фото 2).  Фото 1 - Volkswagen Multivan 2.5TDi  Фото 2 - и вот из-за такой фигни люди приезжают в сервис... О-кей, ща, мы тут быстренько… Что у нас там светится? Индикаторы неисправности тормозной системы и подушек безопасности. Начнём, пожалуй, с подушек. Подключаем к диагностическому разъёму «G-Scan 2», выбираем в Меню Систем (экран 1) позицию «Airbag» с адресом 15.  Экран 1 - Меню Выбора Системы Нажимаем клавишу "ОК" и устанавливаем… устанавливаем… Ни фига мы не устанавливаем. Связи с блоком Подушек нет. Бывает. Мало ли что там с этим блоком. Попробуем установить связь с Тормозной Системой (АБС). Выбираем адрес 03 «Brake Electronics», нажимаем клавишу «ОК» - та же история, связи нет (экран 2). «Стучимся» в блок управления Двигателем – аналогичная ситуация (экран 3).  Экран 2 - Связь с блоком АБС отсутствует  Экран 3 - с Блоком Управления Двигателя связи также нет Что-то не так со сканером? Или с коммуникационными линиями? Здесь самое время отметить, что на этом (как и на многих других фольксвагенах начала-середины двухтысячных), используется комбинированная архитектура коммуникации электронных блоков с диагностическим оборудованием. А именно: все блоки (за исключением одного), осуществляют обмен данными со сканером по шинам CAN, но не напрямую, а через так называемый межсетевой шлюз, или, по-нашему – Gateway. Упомянутым исключением является как раз этот самый Gateway, который (опять-таки посредством шины CAN) подключен непосредственно к диагностическому разъёму, и, таким образом, может «общаться» со сканером напрямую. Но это ещё не всё. Целый ряд блоков управления, в числе которых, в том числе и не ответившие нам ЭБУ Двигателя и АБС, кроме диагностики по CAN-шине, поддерживают также коммуникацию по диагностической К-линии, которая выведена непосредственно на седьмую ножку диагностического разъёма. Так что нормально сделанный сканер, в случае невозможности установить связь по шине CAN, обязан продолжить «стучаться» в выбранный блок, но уже по К-линии. Но, как я уже отметил выше, ни двигатель, ни АБС на связь не выходят. Убедиться в том, что АКП (а точнее её бок управления) ведёт себя аналогичным образом – дело несложное (экран 4). И не только «коробка» – ни один из блоков, установленных на этом автомобиле со сканером общаться не хотят. Приплыли. Автомобиль есть, неисправность (а может даже не одна) в наличии, сканер имеется – сказать ничего не можем. Хотелось бы для начала понять, почему отсутствует коммуникация. Ответить на этот вопрос нам поможет осциллограф, который, как известно, является составной частью нашего G-скана. Для удобства подключаем к диагностическому разъёму специальный адаптер-переходник (фото 3) и проверяем значение напряжения на 6-м и 14-м выводах, отвечающих за коммуникацию сканера по шине CAN.  Фото 3 - для удобства работы подключаем несложный адаптер Напряжение на обоих выводах близко к нулю, и, к тому же, оно достаточно нестабильно (экран 5). Налицо явная проблема с CAN-интерфейсом межсетевого шлюза. На выводе №7 (К-линия), тоже что-то не так - напряжение составляет примерно пять вольт, что называется ни нашим, ни вашим (экран 6).  Экран 5 - напряжение на выводе 6 (на выоде 14 примерно то же самое)  Экран 6 - напряжение на выводе №7 (К-линия) Быстренько анализируем электрическую схему. Из неё следует, что электронный блок межсетевого шлюза (Gateway) физически расположен в панели приборов. Более того, К-линия тоже в панель приборов приходит. Похоже слабое звено найдено. Надо его выдернуть. Выдёргиваем. В прямом смысле слова - отсоединяем панель приборов (фото 4).
 Фото 4 - если "приборка" мешает, её надо удалить Понятно, что шина CAN через диагностический разъём нам теперь вообще недоступна – шлюза-то больше нет, он остался в «приборке». Зато напряжение на выводе №7 сразу же поднимается до 11 Вольт (экран 7), что является косвенным намёком на то, что К-линия должна заработать.  Экран 7 - а вот так-то лучше И она действительно заработала, свидетельством чему является восстановление коммуникации с блоками управления двигателем (экран 8) и трансмиссией (экран 9).  Экран 8 - коды неисправности в памяти ЭБУ Двигателя  Экран 9 - коды неисправностей в памяти ЭБУ АКП И как хорошо видно из последнего экрана, можно даже кое-что сказать о причине, по которой зажглись индикаторы тормозной системы. Ведь в памяти блока управления АКП сохранились коды по датчикам скорости обоих задних колёс. Впрочем, для того, чтобы разобраться в исходной причине неисправности, нам всё равно необходима связь с системой АБС. А вот с этим блоком, несмотря на восстановление К-линии, связи как не было, так и нет. «Прозваниваем» К-линию от диагностического разъёма до блока АБС (фото 5) и с удивлением обнаруживаем, что «распиновка» на разъёме жгута не соответствует электрической схеме. Причём в жгут никто не лазил, это заводская разводка.  Фото 5 - "распиновка" штатного жгута не соотвествует штатной схеме Ну всё, теперь точно приплыли. Можно, конечно, попытаться изменить разводку проводки штатного жгута, и подсоединить К-линию, на "правильный" вывод, но смущает простой факт - машина-то раньше работала, нареканий не было. К тому, же это никак не решит ситуацию с Подушками безопасности - ведь ЭБУ Подушек на К-линию не выведен и диагностику по ней не поддерживает. Для того, чтобы его проверить, нам нужна полноценная связь по шине CAN – сначала с межсетевым шлюзом, а через него - со всеми остальными блоками. Иными словами, нам нужен исправный межсетевой шлюз. Окончательный вердикт таков: приборную панель (а точнее CAN-интерфейс шлюза) ремонтировать, либо менять. А после этого, милости просим на повторную диагностику. Будет коммуникация, будет и результат. Технический эксперт компании «Интерлакен Рус» Газетин Сергей.
|