ENGLISH VERSION
CARMAN AUTO-I 100
CARMAN AUTO-I 300
CARMAN AUTO-I 700
 
VCDS (VAG-COM)
DELPHI DS150
СКАНЕР ДЛЯ МОТО
FOXWELL NT644 Pro
CarDAQ-PLUS 2
ИММОБИЛАЙЗЕРЫ
КЛЮЧИ И СТАНКИ SILCA
 
COMMON RAIL TЕСТЕР
FRONIUS ЗАРЯДКА АКБ
РАСТОЧКА ДИСКОВ
ТЮНИНГ ДВИГАТЕЛЯ
ГАЗОАНАЛИЗАТОР
ДЫМОМАШИНА
CEMB БАЛАНСИРОВКИ
DUNLOP МОНТАЖ ШИН
 
КАРТЫ ПОКРЫТИЯ ИНСТРУКЦИИ
ОБУЧЕНИЕ
КОНТАКТЫ
ФОРУМ
ТЕХ БЮЛЛЕТЕНИ
ОБНОВЛЕНИЯ
ВСЕ НОВОСТИ
ВАКАНСИИ
Наши проекты:






 

Технический Бюллетень №81: Ещё раз про IAC

TSB#81

Ещё раз про IAC
 
  
   Ну и как говорится, по горячим следам, вдогонку - ещё один бюллетень о системе холостого хода. Буквально на следующий день после диагностики Infiniti I30 (см. TSB№80), приехал к нам невесть откуда ещё один экземплярчик примерно из той же породы «заблудших овец» - Daewoo Nexia, 2005 года выпуска (фото 1).

                   

                                  Фото 1 - Daewoo Nexia 1.5DOHC

 

   Нет, конечно, в данном случае автомобиль не такой старый, и в общем, в более-менее приличном состоянии. К упомянутой категории я отношу его потому, что эти модели к нам приезжают очень редко. Но иногда всё-таки приходится иметь с ними дело. Владелец «дэушки» жалуется на нестабильный холостой ход. Действительно, частота вращения коленчатого вала скачет в довольно больших пределах (примерно от 600 до 1000 об/мин.), никакой системы в этом нет, всё достаточно хаотически. На повышенных оборотах двигатель работает абсолютно нормально.  
   Подключение сканера поначалу вызывает некоторые сложности. Дело в том, что в Меню Моделей GM/Daewoo, «Nexia» безусловно имеется. И в том числе с тем двигателем, который стоит на нашей машине, а именно с полутора литровым 16-ти клапанником (экран 1).

                   

                           Экран 1 - Меню Выбора Модели / Двигателя

 

   Однако, при попытке связи через эту позицию, текущие параметры выводятся некорректно. Это говорит о том, блок управления, установленный на нашем автомобиле «разговаривает» со сканером на каком-то своём, немного другом «диалекте». Оно и понятно, ведь наша Nexia – «узбечка» по происхождению, а в меню сканера заложен протокол обмена под чистокровный корейский вариант. Немного поиграв в «угадайку», подбираем правильный протокол, связавшись с двигателем через Lanos 1.6 DOHC (экран 2).

                   

                          Экран 2 - через Lanos 1.6DOHC всё работает замечательно


   Вот теперь информации, которую выводит «G-Scan 2», можно доверять. Как обычно, начинаем с опроса памяти неисправностей. Там имеется код ошибки с номером 19, означающий проблемы с сигналом датчика коленчатого вала (экран 3).

                   

                                 Экран 3 - код неисправности

 

   Ну что же, вполне подходящая ошибка. В том смысле, что нестабильный сигнал ДПКВ, безусловно может вызывать и нестабильную работу двигателя. Если конечно данный код не является случайным. Проводим процедуру очистки памяти неисправностей (Clear Codes), запускаем двигатель. Он продолжает работать нестабильно, однако даже после истечения довольно продолжительного промежутка времени, никаких кодов больше не фиксируется (экран 4). Значит, проблема не в датчике и не в его сигнале.

                   

                          Экран 4 - код больше не появляется


   Займёмся «железом». Подсистема холостого хода на этом двигателе практически аналогична той, с которой мы имели дело в предыдущем бюллетене. Дроссель с троссиковым приводом, байпассный канал, регулятор на базе шагового электро-двигателя (фото 2).

                   

                          Фото 2 - классический вариант системы холостого хода

 

   Разница лишь в том, что обмотки регулятора не имеют отводов от средних точек, а потому к нему подходит не шесть, а четыре вывода (фото 3).

                   

                             Фото 3 - четырёх-проводной шаговый электродвиатель

 

   Часто выручающая в таких случаях тотальная очистка дроссельной заслонки, байпассного канала и конуса регулятора никакого эффекта не приносят. Может быть удастся зацепиться за какие-то отклонения в текущих параметрах? С учётом нестабильной работы, анализировать их достаточно сложно, но, кое-что удаётся выяснить. Можно, например, однозначно сказать, что дроссельная заслонка закрыта, а напряжение с датчика её положения абсолютно стабильно (экран 5).

                   

                          Экран 5 - контур разомкнут

 

   А вот статус петли лямбда-регулирования, напротив постоянно скачет. То контур разомкнут (экран 5), то замкнут (экран 6).

                   

                           Экран 6 - контур замкнут

 

   Датчик концентрации кислорода на этих машинах совсем примитивный, однопроводной (т.е. без подогрева). Может быть именно он выдаёт некорректный сигнал, что приводит к хаотическому изменению состава топливной смеси, и, как следствие к «плаванию» оборотов? Нет эта версия также не подтверждается – с отключенным датчиком кислорода работа двигателя стабильнее не становится.
   Склоняемся к мысли, что, по всей видимости, шток регулятора подклинивает и вызывает имеющийся дефект. Значит надо сделать шток неподвижным. Запускаем двигатель, и выбрав подходящий момент по оборотам, отсоединяем разъём от регулятора (фото 4).

                   

                             Фото 4 - снимаем разъём с РХХ

 

   Поначалу всё вроде бы нормализуется (экран 7), однако через несколько минут двигатель опять начинает «взбрыкивать».

                   

                        Экран 7 - казалось бы, что ещё нужно - работай себе и работай...

 

   Это происходит потому, что ECU, не имея возможности воздействовать на частоту вращения коленвала напрямую, через р.х.х., начинает делать это опосредованно, через изменение угла опережения зажигания. Вообще говоря, достаточно странная реакция, учитывая то, что эта самая частота вращения без этих воздействий вполне стабильна и находится в заданном диапазоне. Но видимо такова специфика алгоритма работы данного ECU на режиме холостого хода и с этим ничего не поделаешь.
   Короче говоря, потратив битый час практически впустую, мы оказываемся в полном тупике. От позорной капитуляции на спасет «G-Scan 2», в Меню Активационных Тестов которого, мы находим позицию, которая называется «IAC Reset» (экран 8).

                   

                                Экран 8 - фрамент Меню Активационных Тестов

 

   Решаем попробовать провести эту процедуру исключительно от безысходности. Включаем зажигание, и нажимаем на клавишу «Start». Блок управления сначала подаёт команду на втягивание штока регулятора (экран 9), затем на полное его выдвижение (экран 10), запоминает эти крайние точки, и в итоге выставляет его на заданные программой 45 шагов (экран 11).

                   

                          Экран 9 - шток РХХ втягивается...

                   

                              Экран 10 - ... затем выдвигается...

                   

                            Экран 11 - ... и останавливается в строго определённом месте

 

   Вроде бы ничего сверхъестественного. Но! После запуска двигатель заработал как часы. И больше не «взбрыкнул» ни разу. Хотя мы всячески его провоцировали и мучали ещё не менее часа.
   Вот так, к своему удивлению, мы и «вылечили» этот автомобиль. Простым нажатием клавиши. Казалось бы, ну что тут особенного ресет и ресет – не бог весть какая процедура! Ведь по сути, блок управления выполняет похожие действия при каждом включении зажигания, сначала полностью выдвигая шток регулятора, а затем устанавливая его в определённое положение. А вот поди-ж ты, помогло! Видимо программное обеспечение данного блока имеет свою специфику. Сдаётся мне, это всё-таки недоработка программистов. Не зря же в Меню Активации присутствует режим ресета регулятора. Не сумев написать нормальную программу, разработчики решили проблему просто – ввели режим «IAC Reset» и умыли руки. А между тем, существует масса ЭБУ, работающих с точно таким же шаговым регулятором устойчиво и стабильно. И не требующих никакой специальной процедуры «сброса». Например, целое семейство контроллеров Bosch, много лет кряду устанавливавшихся на автомобили ВАЗ. Правда эти авто в своё время тоже имели проблемы с холостым ходом, но вызваны они были не ошибками в ПО, а низким качеством изготовления самого регулятора. Однако это уже совсем другая история, и вряд ли она будет источником для написания бюллетеня. По той простой причине, что автомобили ВАЗ к нам попадают ну о-о-о-чень редко.        
  
                             
   
Технический эксперт компании «Интерлакен Рус»
Газетин Сергей.  
 

Яндекс цитирования Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
© 2004 — 2016 CARMAN SCAN Тел: +7495-789-4631; +7495-771-7031