ENGLISH VERSION
CARMAN AUTO-I 100
CARMAN AUTO-I 100+
CARMAN AUTO-I 700
 
VCDS (VAG-COM)
DELPHI DS150
СКАНЕР ДЛЯ МОТО
FOXWELL NT644 Pro
CarDAQ-PLUS 2
ИММОБИЛАЙЗЕРЫ
КЛЮЧИ И СТАНКИ SILCA
 
COMMON RAIL TЕСТЕР
FRONIUS ЗАРЯДКА АКБ
РАСТОЧКА ДИСКОВ
ТЮНИНГ ДВИГАТЕЛЯ
KEY MASTER
ГАЗОАНАЛИЗАТОР
ДЫМОМАШИНА
HOFMANN 3D СТЕНД
 
КАРТЫ ПОКРЫТИЯ ИНСТРУКЦИИ
ОБУЧЕНИЕ
КОНТАКТЫ
ФОРУМ
ТЕХ БЮЛЛЕТЕНИ
ОБНОВЛЕНИЯ
ВСЕ НОВОСТИ
ВАКАНСИИ
Наши проекты:






 

Технический Бюллетень №77: PD Pressure Sensor (часть 2)

TSB#77

PD Pressure Sensor (часть 2)
 
  
   Монтажные блоки на современных автомобилях – это вам не просто коробочки с компактно сгруппированными в одном месте предохранителями и реле, как это было, скажем, ещё лет пять-семь назад. Теперь эти блоки «поумнели», т.е. содержат микроконтроллер, интерфейс шины данных и т.п. Наш блок IPDM – не исключение. Он «сидит» на шине CAN, и мы даже можем пообщаться с ним при помощи сканера (экран 1).

                   

                             Экран 1 - Функциональное Меню блока IPDM ER

 

   Как видим, функциональное меню этого модуля достаточно обширное. Начнём, как обычно, с чтения ошибок. И снова та же песня - никаких кодов отказов в памяти этого блока нет (экран 2).

                   

                                Экран 2 - коды неисправностей отсутствуют

 

    Попробуем включить компрессор принудительно, через меню активационных тестов. Опять мимо денег: в списке доступных компонентов, реле муфты компрессора не числится (экраны 3, 4 и 5). Это уже не смешно, ведь пора как-то определяться.

                   

                   

                   

                          Экраны 3, 4 и 5 - муфты компрессора в Меню Активации нет


   Что ещё можно «выжать» из общения с «интеллигентным» монтажным блоком? Естественно, проанализировать текущие параметры. И вот тут наконец-то появляется первая «зацепка». Как следует из экрана 6, блок IPDM «не видит» запрос на включение кондиционера.

                                       

                                 Экран 6 - параметр Compressor Require всегда имеет статус Off

 

   То есть параметр «Compressor Require» (вторая строка сверху) постоянно имеет статус «Off», вне зависимости от того, нажата клавиша включения кондиционера, или нет. Скорее всего, именно поэтому монтажный блок не подаёт питание на обмотку муфты компрессора. Правда, пока не совсем ясен глубинный смысл данного параметра, вернее, непонятно, каким образом он формируется. Но можно предположить, что этот параметр отображает не факт включения/выключения какой-либо клавиши или переключателя, а представляет результат сочетания нескольких факторов, формирующих запрос на включение компрессора. Однозначно понятно только то, что вся входная информация поступает в блок IPDM по шине CAN, никаких других источников получения информации, согласно электросхемы, у него просто нет. Может быть проблемы заключены именно в шине данных?
   Возвращаемся в функциональное меню монтажного блока и выбираем позицию «CAN Diagnosis Support Monitor». С помощью этой функции можно проконтролировать состояние связи данного блока с остальными участниками шины. Здесь всё в полном порядке, никаких проблем в плане общения с соседями блок IPDM не испытывает (экран 7). Это может означать только одно – все сообщения по шине беспрепятственно передаются и принимаются, но какое-то из них содержит запрет на включение компрессора. 

                   

                                  Экран 7 - блок IPDM проблем обмена данными не испытывает


   Ещё раз обращаемся к электрической схеме системы климат-контроля. Нам необходимо понять, как же всё-таки она построена. Получается «многослойная» и не очень логичная (на мой взгляд) структура. Систему образуют (либо, тем или иным образом задействованы в её работе) несколько различных блоков, объединённых общей CAN-шиной. Это блок климат-контроля, блок кузовной электроники (BCM), монтажный блок (IPDM ER) и блок управления двигателем (ЕСМ). Электронный блок управления климатом непосредственно к шине не подключен – именно поэтому мы не в состоянии продиагностировать его с помощью сканера. Этот блок напрямую «рулит» только сервоприводами заслонок воздушных потоков и вентилятором салона. Компрессор он точно не включает. Команда на включение кондиционера, поступает в этот блок непосредственно от встроенной в него же клавиши и регулятора скорости вентилятора (фото 1).

                   

                           Фото 1 - органы управления климат-контролем

 

    Далее, эта команда, по выделенному проводу, поступает на вход блока BCM, а тот в свою очередь, шифрует её в сообщение и транслирует на общую CAN-шину. Зачем городить весь этот огород – непонятно. Но недоумевать можно сколько угодно, это ничего не меняет – нужно учиться работать с тем, что есть по факту.
   Как я уже упоминал, на общей шине, кроме блоков ВСМ и IPDM, присутствует и блок управления двигателем ЕСМ. Поскольку команды и к блоку BCM и от него проходят на шину абсолютно корректно (см. TSB#76), можно предположить, что именно ЕСМ каким-то образом влияет на формирование статуса «Off» параметра «Compressor Require». Каким именно? На той же самой схеме видим, что к блоку ЕСМ подключен датчик давления хладагента. А вот про него-то мы совсем забыли! Ведь этот датчик вполне в состоянии заблокировать работу компрессора. Например, при недостаточном, или наоборот, избыточном давлении хладагента.
   Ещё раз устанавливаем связь с ЭБУ двигателя. Напомню, ошибок здесь нет. Поэтому внимательно просматриваем текущие данные. Пролистываем их раз, другой, но в явном виде параметра, отображающего состояние датчика давления хладагента, не находим. Правда, есть один, который может иметь отношение к нашей ситуации – это параметр «PD Pressure Sensor». Что обозначает сокращение PD мне лично неизвестно, но словосочетание Pressure Sensor (т.е. датчик давления) вызывает у нас исключительно положительные эмоции, поскольку оно вполне может относиться к датчику, который мы ищем.
   Как видно из экрана 8 (четвёртая строка сверху), напряжение на выходе датчика давления равно нулю.

                   

                              Экран 8 - PD Pressure Sensor, 0 Вольт.

 

   Похоже, это «зацепка» номер два. Ищем датчик давления хладагента! Расположен он хоть и в труднодоступном месте, но достаточно предсказуемо - на корпусе ресивера-осушителя (фото 2).

                                       

                                Фото 2 - хорошо виден разъём датчика давления

 

   Отсоединяем от него разъём, включаем зажигание и проверяем наличие питающего напряжения и массы. Как видим, здесь всё в порядке (фото 3).

                   

                                   Фото 3 - пиатние и масса в порядке

 

   Поскольку напряжение питания составляет пять вольт, с помощью потенциометра мы легко можем «сделать» из него любое значение в диапазоне от нуля до пяти. Так и поступаем - с помощью комплекта адаптеров и переменного резистора подаём на вход ЕСМ напряжение порядка двух с половиной вольт (фото 4).

                   

                                  Фото 4 - эмулируем сигнал исправного датчика

 

   Запускаем двигатель, нажимаем на клавишу включения кондиционера и отчётливо слышим звук сработавшей муфты компрессора. С помощью сканера убеждаемся, что это не слуховая галлюцинация – компрессор действительно работает (экран 9).

                   

                                 Экран 9 - компрессор работает

 

   А для меня лично, пожалуй, даже важнее то, что зайдя в блок IPDM, я вижу изменение статуса параметра «Compressor Require». Было «Off», стало «On» (экран 10).

                   

                                Экран 10 - Compressor Requre On

 

   Значит, мои предположения относительно комплексного характера данного параметра были верны. Приятно. Надо же иногда похвалить себя, любимого.
   В итоге всё разрешилось до неприличия просто. Виновником неисправности оказался датчик давления хладагента. Вопрос о том, почему нулевое напряжение на выходе этого датчика (что равносильно короткому замыканию в его цепи) не вызывает ни малейшей реакции ни одного из входящих в систему упомянутых выше электронных блоков и не инициирует записи соответствующего кода ошибки, я адресую талантливым программистам из компании Ниссан. Хотя, с другой стороны, если бы такая ошибка фиксировалась, в чём заключалась бы роль диагноста? Ответ очевиден - в подключении сканера и установке нового датчика вместо неисправного. Быстро? Да. Эффективно? Да. Интересно? Нет! Где-то я читал, что это и называется деградация.     
                                
         

        
Технический эксперт компании «Интерлакен Рус»
Газетин Сергей.  
 

Яндекс цитирования Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
© 2004 — 2016 CARMAN SCAN Тел: +7495-789-4631; +7495-771-7031