
|
Технический Бюллетень №76: PD Pressure Sensor (часть 1)
|
TSB#76
PD Pressure Sensor (часть 1) Как-то так получается, что с системами кондиционирования воздуха мне лично «общаться» приходится не так уж и часто. А уж тем более на автомобилях азиатского производства. Но в мульти-брендовом автосервисе, который работает по принципу «что приедет – неважно, важно починить», так, или иначе, регулярно приходится сталкиваться с чем-то впервые. И это, в общем, даже хорошо. На то он и диагност, чтобы непрерывно обучаться и совершенствоваться. Прямо на ходу, что называется, без отрыва от производства. Автомобили (читай подопытные кролики) есть, голова на месте, диагностические приборы имеются. Учись – не хочу. В качестве объекта для обучения выступит Nissan X-Trail, в кузове Т-31, выпуска 2010 года (фото 1).  Фото 1 - Nissan X-Trail T-31 2010 Владелец автомобиля приехал с простым, как пять копеек симптомом: «не работает кондиционер». Печка греет, вентилятор салона дует, а вот кондиционер «не холодит». Практика показывает, что неисправности такого рода обычно имеют под собой достаточно простую причину. То есть, что-то где-то сгорело, замкнуло, куда-то что-то не поступило и так далее и тому подобное. Но эту простую причину, тем не менее, ещё необходимо найти. Ну что же, приступим. Для начала проверяем очевидное: срабатывает ли при нажатии клавиши A/C муфта компрессора кондиционера. Не срабатывает. Ну и замечательно. Это будет отправной точкой наших дальнейших действий. То есть, вопрос «почему не дует холодный воздух?» трансформируется в существенно более простой вопрос «почему не включается компрессор?». Машинка свежая, десятого года выпуска, всё контролируется электроникой. Резонно полагать, что сканер должен нам показать, в чём проблема. Подключаем к диагностическому разъёму «G-Scan», выбираем в меню производителей «Nissan», а затем выводим список поддерживаемых сканером систем. В этом списке, имеются две позиции, относящиеся к системе кондиционирования. Во-первых, это весьма замысловатая комбинация «Meter/Air Conditioner Amplifier», т.е. симбиоз приборной панели и блока управления кондиционером в одном флаконе (экран 1). Во-вторых – система HVAC, то есть Heating/Ventilating and Air Conditioning (экран 2).  Экран 1 - Меню Выбора Систем, Meter/Air Conditioner Amplifier  Экран 2 - Меню Выбора Систем, HVAC В отличие от первой из упомянутых, это обособленная система отопления, вентиляции и кондиционирования, со своим собственным блоком управления, дисплеем, клавишами управления и т.п. Иными словами, то, что принято называть климат-контролем. Судя по органам управления, на этом авто всё гораздо проще, однако, как ни крути, это тоже климат-котроль (фото 2).  Фото 2 - органы управления системой климат-контроля Так что, на всякий пожарный пытаемся «постучаться» сканером в обе упомянутые позиции. «G-scan» ожидаемо жалуется на отсутствие коммуникации. Всё правильно, значит, эти варианты на данном авто отсутствуют. Но клавиша-то с аббревиатурой А/С на центральной панели имеется. А раз так, то сигнал от неё должен куда-то поступать. По памяти помню, что этим «куда-то» на данном автомобиле (как и на большинстве современных и не очень навороченных ниссанов) является блок кузовной электроники ВСМ. К сожалению, этим мои познания в устройстве ниссановских кондиционеров ограничиваются. То есть, чёткого понимания состава и структуры системы пока нет. Так что это как раз подходящий случай, чтобы разобраться. А заодно и починить. Устанавливаем связь с кузовным блоком. На дисплее сканера появляются функциональные подсистемы, которые являются составляющими модуля ВСМ (экран 3). Одним из таких «кирпичиков» является модуль «ВСМ А/С» (экран 4).   Экраны 3 и 4 - BCM и его составляющие Встретив такой вариант впервые, можно подумать, что это и есть система кондиционирования. Однако первый же сеанс связи со сканером разрушает это предположение. Выделяем позицию «ВСМ А/С», нажимаем на клавишу «Enter», появляется функциональное меню данной подсистемы (экран 5). .gif) Экран 5 - Функциональное Меню BCM_A/C Как видите, негусто. Нет даже функции чтения кодов ошибок. Попробуем посмотреть, какие текущие параметры мы можем проконтролировать. Параметров выводится много. Ну, просто очень много. Целых три. Они отображают состояние клавиш и рукояток управления кондиционером. Быстро убеждаемся, что всё работает абсолютно корректно (экраны 6, 7 и 8).    Экраны 6-8 - текущие параметры BCM_A/C Или, другими словами, команды на блок ВСМ поступают правильные. А компрессор не включается. А как насчёт активационных тестов? Увы, они в данном случае сканером не поддерживаются (экран 9).  И дело не в ошибке программного обеспечения (дилерский сканер эти тесты также не поддерживает). Просто блок BCM функции управления компрессором не выполняет. Возникает закономерный вопрос – а кто выполняет? По старой памяти (так сказать, согласно классическим канонам) это обычно делает ЕСМ, то есть блок управления двигателем. Проверим. «Заходим» в ЕСМ (экран 10), далее в активационные тесты, просматриваем список доступных компонентов (экраны 11 – 13).  Экран 10 - Функциональное Меню блока ЕСМ    Экран 11 - 13: реле компрессора в списке нет Реле муфты компрессора и здесь нет. Ну, на худой конец, может быть, двигательный контроллер зафиксировал какие-нибудь контекстные коды неисправностей? Опрашиваем память блока, но там всё чисто (экран 14). ЕСМ, похоже, тоже отдыхает.  Экрани 14 - в памяти блока ЕСМ тоже никаких ошибок Всё, довольно играть в гадалки, пора воспользоваться благами цивилизации и призвать на помощь информационные технологии. Открываем он-лайн базу данных «Мотордата» и для начала выясняем, что питание на муфту компрессора подаёт монтажный блок в моторном отсеке (экран 15). Или, если пользоваться терминологией производителя автомобиля, блок IPDM. А вернее, IPDM ER. Что расшифровывается как Intelligent Power Distributor Module Engine Room.
 Экран 15 - фрагмент электро-схемы системы климат-контроля Так, ситуация начинает проясняться. С этого и надо было начинать. Теперь, когда мы знаем, как именно управляется компрессор, наши дела пойдут на лад. Уж теперь-то мы точно найдём неисправность. И действительно нашли. Но не там, где думали. О том, как это происходило – во второй части бюллетеня.
Технический эксперт компании «Интерлакен Рус» Газетин Сергей.
|