ENGLISH VERSION
CARMAN AUTO-I 100
CARMAN AUTO-I 300
CARMAN AUTO-I 700
 
VCDS (VAG-COM)
DELPHI DS150
СКАНЕР ДЛЯ МОТО
FOXWELL NT644 Pro
CarDAQ-PLUS 2
ИММОБИЛАЙЗЕРЫ
КЛЮЧИ И СТАНКИ SILCA
 
COMMON RAIL TЕСТЕР
FRONIUS ЗАРЯДКА АКБ
РАСТОЧКА ДИСКОВ
ТЮНИНГ ДВИГАТЕЛЯ
ГАЗОАНАЛИЗАТОР
ДЫМОМАШИНА
CEMB БАЛАНСИРОВКИ
DUNLOP МОНТАЖ ШИН
 
КАРТЫ ПОКРЫТИЯ ИНСТРУКЦИИ
ОБУЧЕНИЕ
КОНТАКТЫ
ФОРУМ
ТЕХ БЮЛЛЕТЕНИ
ОБНОВЛЕНИЯ
ВСЕ НОВОСТИ
ВАКАНСИИ
Наши проекты:






 

Технический Бюллетень №65: Локальный кодировщик

TSB#65

Локальный кодировщик
 
   
   К нам пожаловал ещё один Hyundai. На этот раз не паркетник, а седан «Grandeur». Выпуска 2006 года, чистокровный «кореец», достаточно хорошо упакованный, с V-образной бензиновой шестёркой объёмом 3.3 литра (фото 1).

                   

                                   Фото 1 - Hyundai Grandeur

 

   Собственно с мотором тут всё в порядке, проблема с электрикой. В заказ-наряде написано буквально следующее: «со слов клиента не работают габариты, дальний свет, стеклоочистители работают в одном положении, не работают противотуманные фары». Всё так и есть. От себя добавлю, что в штатном режиме не работают также и указатели поворота, хотя при включении клавиши аварийной сигнализации они исправно мигают.  
   Автомобиль «Grandeur» - это типичный седан бизнес-класса, со всеми полагающимися ему «прибамбасами». Тем паче, что наш вариант совсем ещё не старый. Всё это означает, что всякие там кузовные штучки-дрючки, т.е. освещение, замки, стёкла и прочая дребедень, здесь по законам жанра, должны управляться от ЭБУ кузовной электроники, или, говоря по-нашему, от блока BCM (Body Control Module). А это, в свою очередь, означает, что для поиска имеющихся проблем можно использовать диагностический разъём, т.е. с помощью сканера получить информацию непосредственно от упомянутого блока.
   Достаем из чемодана G-Scan2, подключаем к авто, выбираем автомобиль, необходимую систему (экран 1), устанавливаем связь. Никаких кодов ошибок в памяти BCM не зафиксировано (экран 2).

                   

                              Экран 1 - выбор автомобиля и системы

                   

                                 Экран 2 - коды неисправностей отсутствуют

 

  Для блоков управления кузовной электроникой – дело вполне обычное. Что для корейских, что для японских, что для европейских. Есть тут определённая специфика, далеко не все неисправности можно формализовать в виде кодов. Так что будем проверять работу системы «ручками» и «глазками». Сначала выбираем режим отображения текущих данных. Параметров здесь много, поэтому для удобства они сгруппированы в функциональные группы (экран 3).

                   

                                 Экран 3 - группы параметров блока BCM

 

   Выбираем группу «Фары» и, глядя на экран сканера, начинаем манипулировать переключателем света, который находится на левом подрулевом рычажке. На дисплее сканера при этом никаких изменений не происходит (экран 4). Все переключатели и реле имеют статусы OFF, вне зависимости от наших действий. Такая же ситуация и с поворотниками (экран 5).

                   

                                    Экран 4 - текущие папаметры 1

                   

                                        Экран 2 - текущие параметры 2

 

  То есть, блок BCM наши кнопочки-рычажки-переключатели элементарно «не видит». Значит ли это, что он неисправен? Пока неизвестно. Чтобы это подтвердить или опровергнуть, нужно воспользоваться активационным тестом. Что мы и делаем. Даём команду со сканера на активацию ближнего света (экран 6) – тест проходит успешно, и не только на дисплее сканера, но и физически, т.е. фары ближнего света (между прочим, ксеноновые) действительно включаются (фото 2).

                   

                                   Экран 6 - активируем фары ближнего света

                   

                                             Фото 2 - команда выполнена

 

   То же самое проделываем с фарами дальнего света (экран 7) -  и тут тоже никаких проблем (фото 3). Аналогичная ситуация и с указателями поворота (фото 4 и 5).

                   

                                  Экран 7 - активируем фары дальнего света

                   

                                           Фото 3 - команда выполнена

                   

                   

                          Фото 4 и 5 - "поворотники" команды сканера также выполняют 

 

   В общем, своими действиями BCM недвусмысленно намекает, что он в полном порядке, а потому просит впредь по всякой ерунде его не беспокоить. Что же, пожалуй, стоит с этим согласиться. И направить свои стопы в другую сторону. А именно – сфокусироваться на сигналах, поступающих на вход этого блока. Все они приходят из модуля подрулевых переключателей (Multifunction Switch). Но ведь одновременно все переключатели сломаться не могут. Значит, есть какая-то общая причина, например отсутствие питания. Самое время обратиться к электрической схеме.
   Схема показывает, что данный автомобиль является достойным образчиком современных тенденций. А именно: сигналы подрулевых переключателей приходят на BCM не напрямую, по проводам, а посредством кодированных посылок, формируемых специальным электронным блоком Column ECU. Переводится это как «ЭБУ Рулевой Колонки», хотя лично я использовал бы термин «ЭБУ Подрулевых Переключателей». Конечно, приходят эти кодированные посылки не по воздуху, для этого тоже используется провод, но всего один. Это ещё один пример использования так называемой LIN-шины. Блок Column ECU получает сигналы от концевых выключателей подрулевых рычажков, формирует из них кодированные посылки и в цифровом виде отправляет их по проводу LIN на вход блока BCM. А тот, в свою очередь, раскодирует посланный сигнал, и включает тот или иной компонент (фары, стеклоочистители и т.п.).
   И всё же, без дополнительных проводочков здесь не обошлось. Часть сигналов дублируется и поступает в BCM в обход блока Column ECU, либо просто транзитом через него – по имеющейся у нас электрической схеме это понять сложно. Но, в общем, это не так уж и важно. Важно, что таким способом решается задача резервирования основных функций. Именно поэтому стеклоочистители всё-таки сохранили свою работоспособность, хотя и двигаются на одной скорости. И ближний свет также включается. Ну что – молодцы корейские товарищи, всё грамотно.
   Как бы то ни было, пора ставить окончательный диагноз. Берём отвёртку и пару пластиковых оправок и аккуратно демонтируем кожух рулевой колонки (фото 6). Вот собственно и ЭБУ Подрулевых Переключателей (фото 7).

                   

                                     Фото 6 - небольшая подготовительная разборка

                   

                                      Фото 7 - вот это и есть Column ECU

 

   Поскольку G-Scan 2 прибор многофункциональный, воспользуемся его мультиметром. Для начала измеряем наличие напряжений питания (их здесь два – одно постоянное, другое после замка, от клеммы 15) относительно приходящей массы. Всё нормально, 12 Вольт имеется (экран 8).

                   

                                  Экран 8 - питание есть, масса тоже

 

   Остаётся проверить только наличие сигнала на том самом проводке, который является шиной LIN. Для этого мультиметра недостаточно, поэтому переводим G-Scan 2 в режим осциллографа. Вставляем в гнездо этого провода (с тыльной стороны) акупунктурный адаптер-иглу и смотрим. Как хорошо видно, никакого обмена данными на этой шине не наблюдается – там просто «висят» 12 Вольт, включение-выключение повортников, света и т.п., ничего не меняет (экран 9).

                   

                                     Экран 9 - шина LIN, передача данных отсутствует

 

   Но это уже после того, как включено зажигание. А вот в момент включения, один импульс на шине всё же появляется. И поскольку наш осциллограф исследуемый сигнал непрерывно записывает и сохраняет несколько десятков последних кадров в буферной памяти, он без труда позволяет этот импульс зафиксировать (экран 10).

                   

                      Экран 10 - импульс на шине в момент включения зажигания

 

   Почему это важно? Потому что наличие данного импульса говорит о том, что шина LIN на плюс в жгуте проводки не замкнута. Ну а дальше всё просто. Если рассуждать логически, то можно почти наверняка сказать, что в данном случае эта шина однонаправленная, то есть информация передаётся исключительно от ЭБУ подрулевых переключателей на BCM, но никак не обратно. А раз так, то с учётом уже выполненных проверок, отсутствие импульсов на шине LIN может означать  только одно – неисправность бока Column ECU. Вот это и есть наш окончательный вердикт. Жаль только, что отдельно этот блок в запчасти не поставляется, заказывать всё равно придётся весь модуль подрулевых переключателей (Multifunction Switch), частью которого является Column ECU. Вот только в наличии в Москве его не оказалось, а заказ из Кореи нужно ждать около месяца. Впрочем, есть альтернативный вариант - этот блок можно починить. Но это уже не наша тема.                 


         
Технический эксперт компании «Интерлакен Рус»
Газетин Сергей.   

 

Яндекс цитирования Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
© 2004 — 2016 CARMAN SCAN Тел: +7495-789-4631; +7495-771-7031