ENGLISH VERSION
CARMAN AUTO-I 100
CARMAN AUTO-I 100+
CARMAN AUTO-I 700
 
VCDS (VAG-COM)
DELPHI DS150
СКАНЕР ДЛЯ МОТО
FOXWELL NT644 Pro
CarDAQ-PLUS 2
ИММОБИЛАЙЗЕРЫ
КЛЮЧИ И СТАНКИ SILCA
 
COMMON RAIL TЕСТЕР
FRONIUS ЗАРЯДКА АКБ
РАСТОЧКА ДИСКОВ
ТЮНИНГ ДВИГАТЕЛЯ
KEY MASTER
ГАЗОАНАЛИЗАТОР
ДЫМОМАШИНА
HOFMANN 3D СТЕНД
 
КАРТЫ ПОКРЫТИЯ ИНСТРУКЦИИ
ОБУЧЕНИЕ
КОНТАКТЫ
ФОРУМ
ТЕХ БЮЛЛЕТЕНИ
ОБНОВЛЕНИЯ
ВСЕ НОВОСТИ
ВАКАНСИИ
Наши проекты:






 

Технический Бюллетень №63: Форсуночная аритмия

TSB#63

Форсуночная аритмия
 
   
   Приехал к нам автомобиль Suzuki SX-4 (фото 1). С небольшим пробегом, можно сказать, совсем свежий, 2010 года выпуска.

                   

                                        Фото 1 - Suzuki SX4

    Проблема такая: двигатель работает неустойчиво, на панели приборов горит лампочка «Check Engine». Уже хорошо, значит, в памяти ECU есть коды ошибок. Действительно, подключение сканера выявило наличие пропусков воспламенения смеси во втором цилиндре (экран 1).

                   

                              Экран 1 - пропуски по второму цилиндру

    Эка невидаль! Скорее всего, виновата соответствующая катушка зажигания или свеча. У нас на тестировании находится прибор G-Scan 2,  так что можно выполнить обстоятельную проверку. Ведь этот прибор кроме сканирующих, выполняет ещё и функции осциллографа. А в стандартную комплектацию входит специальный датчик для работы с индивидуальными катушками зажигания. В этом датчике используется индукционный принцип, поскольку иными методами получить устойчивый и достаточный по амплитуде сигнал искрового разряда современных катушек коаксиальной конструкции без их демонтажа не представляется возможным.
   Запускаем двигатель и по очереди касаемся торцом датчика верхней поверхности каждой из четырёх катушек (фото 2).

                   

                                     Фото 2 - работа с индукционным датчиком

     Результат во всех четырёх случаях примерно одинаков и представлен на экране 2.

                   

                                   Экран 2 - осциллограмма искрового разряда

    Как видим, форма сигнала искрового разряда, передаваемая датчиком, очень близка к «классической», которую раньше (на автомобилях с распределителем зажигания и двухвыводными катушками) получали, используя датчики емкостного типа. Вывод: датчик, которым комплектуется G-Scan 2, работает, и работает хорошо. Вывод номер два: с системой зажигания данного конкретного автомобиля всё в полном порядке, по крайней мере, на режиме холостого хода. А другие режимы нас пока и не интересуют, поскольку неисправность уже присутствует.
   Итак, и свеча, и катушка второго цилиндра из круга подозреваемых однозначно исключаются. Что дальше? Не работает форсунка? У моих коллег, которые в повседневной работе предпочитают использовать наиболее рациональные, с точки зрения затрат времени, методы поиска неисправностей, для такого случая уже есть нехитрое самодельное приспособление. Они быстренько отсоединяют разъём от второй форсунки и подключают к ней свой адаптер с двумя проводами (фото 3).

                   

                             Фото 3 - подача питания на форсунку

    Один из проводов – на «минус» АКБ, вторым прерывисто касаются «плюса». Форсунка «щёлкает» - значит, она исправна. Но, быть может, на форсунку не приходит управляющий импульс от блока управления? Попробуем разобраться, тем более что прибор-то, вот он - под рукой (фото 4), и надо только использовать его возможности с максимальной эффективностью.

                   

                                   Фото 4 - G-Scan 2 в действии

   Подключаем акупунктурный игольчатый адаптер к управляющему выводу с тыльной стороны разъёма форсунки №2 (фото 5), а к нему – измерительный кабель осциллографа.

                   

                                  Фото 5 - подключение к разъёму форсунки №2

    Запускаем двигатель. Никакого управления нет – на дисплее прибора «голимый» плюс (экран 3).

                   

                                   Экран 3 - сигнал управления отсутствует

    Проблема найдена? Да нет, это всего лишь реакция ЭБУ на наличие пропусков. Управление форсункой второго цилиндра принудительно выключено. Благо наш прибор подключен и к диагностическому разъёму, прямо на работающем двигателе удаляем код Р0302 и быстренько возвращаемся в меню осциллографа. Вот теперь всё нормально, сигнал есть (экран 4).

                   

                                  Экран 4 - после удаления кода

    Но нормально – это только на первый взгляд. Для человека сведущего, а тем более для маньяка-диагноста, такая форма сигнала означает примерно то же самое, что вид чуть притопленного поплавка для заядлого рыбака. Есть поклёвка! Есть зацепка! На спадающем участке осциллограммы нет характерного выступа, характеризующего момент посадки плунжера форсунки в седло. А раз нет посадки плунжера, значит, он вовсе не поднимается. Т.е. через данную форсунку топливо поступать не будет. Хочу сразу же заметить, что данный способ диагностики применим не всегда. Очень редко, но всё же бывают случаи, когда выступ на этом участке осциллограммы едва заметен, или даже полностью отсутствует (это зависит от конструктива форсунки и схемотехники выходного каскада ЭБУ). Поэтому нужно подстраховаться. Переставляем пробник осциллографа на разъём соседней форсунки и убеждаемся, что там всё в полном порядке (экран 5).

                   

                                       Экран 5 - сигнал управления исправной форсункой

   Как согласуется полученный выше вывод с тем фактом, что при подаче питания на форсунку от адаптера, она прекрасно срабатывает? Очень просто. При подаче штатного управляющего импульса от ECU, длительностью несколько миллисекунд, плунжер просто не успевает оторваться от седла. То есть, он заедает (подклинивает). По какой причине – это уже другой вопрос. Скорее всего, из-за попадания внутрь форсунки каких-то отложений или чего-то ещё в этом роде. Уточняем у владельца автомобиля, как давно и при каких обстоятельствах образовалась данная проблема. Оказывается, всё началось после заправки на одной из небольших АЗС с вывеской типа «Пупкин и сыновья». Ну что же, в таком случае причинно-следственная связь налицо. Ну а поскольку форсунка при подаче на неё постоянного напряжения всё-таки срабатывает, есть шанс, что мы сможем очистить её с помощью ультразвука.
   Демонтируем топливную рейку (фото 6), снимаем проблемную форсунку, и опускаем её в ультразвуковую ванну (фото 7).

                   

                                         Фото 6 - демонтаж топливной рейки

                   

                                  Фото 7 - очистка в УЗ ванне.

    Очистка ультразвуком имеет свои тонкости и подводные камни, но этой темы мы пока касаться не будем. После получасовой процедуры возвращаем форсунку на место. Запускаем двигатель. Сначала всё внушает оптимизм. Все четыре цилиндра дружно работают, форма управляющего импульса на всех форсунках одинакова. Но через некоторое время двигатель начинает подтраивать, а затем один цилиндр окончательно выключается. На этот раз блок записывает ошибку по цилиндру №4 (экран 6).

                   

                                Экран 6 - пропуски в 4-м цилиндре

 Подключение осциллографа к форсунке этого цилиндра вновь выявляет отсутствие «горба» на осциллограмме. Видимо мы поступили не совсем правильно, подвергнув процедуре очистки только одну форсунку – надо было чистить сразу все. Этот, казалось бы, вполне логичный вывод, через некоторое время рассыпается в прах – двигатель начинает работать ощутимо хуже и к четвёртому цилиндру присоединяется ещё один, причём опять второй (экран 7).

                   

                                     Экран 7 - второй цилиндр опять дурит

    После перегазовок ситуация на какое-то время нормализуется, но затем всё начинается сначала. Нет, так дело не пойдёт. И чистить форсунки, мы, пожалуй, больше не будем. Тем паче, что неизвестно, какая именно субстанция находится в бензобаке. Наши рекомендации владельцу автомобиля следующие: промыть бак и заказывать новые форсунки. Другие способы борьбы с некондиционным топливом нам пока неизвестны.       


Технический эксперт компании «Интерлакен Рус»

Газетин Сергей.   


 

Яндекс цитирования Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
© 2004 — 2016 CARMAN SCAN Тел: +7495-789-4631; +7495-771-7031