ENGLISH VERSION
CARMAN AUTO-I 100
CARMAN AUTO-I 300
CARMAN AUTO-I 700
 
VCDS (VAG-COM)
DELPHI DS150
СКАНЕР ДЛЯ МОТО
FOXWELL NT644 Pro
CarDAQ-PLUS 2
ИММОБИЛАЙЗЕРЫ
КЛЮЧИ И СТАНКИ SILCA
 
COMMON RAIL TЕСТЕР
FRONIUS ЗАРЯДКА АКБ
РАСТОЧКА ДИСКОВ
ТЮНИНГ ДВИГАТЕЛЯ
ГАЗОАНАЛИЗАТОР
ДЫМОМАШИНА
CEMB БАЛАНСИРОВКИ
DUNLOP МОНТАЖ ШИН
 
КАРТЫ ПОКРЫТИЯ ИНСТРУКЦИИ
ОБУЧЕНИЕ
КОНТАКТЫ
ФОРУМ
ТЕХ БЮЛЛЕТЕНИ
ОБНОВЛЕНИЯ
ВСЕ НОВОСТИ
ВАКАНСИИ
Наши проекты:






 

Технический Бюллетень №61: Термоанемометр (Часть 2)

TSB#61

Термоанемометр (часть 2)
 
  
   Ну а теперь вернёмся к тому, с чего начали – к Toyota Aristo. Визит именно этого автомобиля дал толчок к написанию предыдущего и данного бюллетеней. Но, как я уже говорил, с первого захода не получилось. И хотя приезд Яриса (см. TSB#60), в принципе позволил эту задачу решить, о работе с Аристо тоже есть смысл рассказать, чтобы окончательно закрыть вопрос о тойотовских термоанемометрических ДМРВ.
   Итак, перед нами самый что ни на есть японский автомобиль (фото 1).

                   

                                Фото 1 - Toyota Aristo

 

   Выпущен в 2001 году, три года спустя попал в Россию, затем в Москву, и с тех пор эксплуатируется именно здесь. И не доставляет своему владельцу вообще никаких хлопот. Надо сказать, что с надёжностью у этой машины всё в полном порядке. Во-первых, это настоящая японская сборка. Во-вторых, это 2001 год – в это время автомобили ещё делали на совесть, да и всевозможной электроники на них ещё в таком количестве не устанавливалось, так что надёжность априори была намного выше. Ну а в-третьих, и в данном случае это самое важное – на автомобиле установлен двигатель серии 2JZ-GE (фото 2).

                   

                                    Фото 2 - рядная "шестёрка" 2JZ-FE

 

   Это очень хороший двигатель. С точки зрения надёжности и ресурса, рядные шестёрки БМВ тут рядом не стояли. Но почему же, имея такую превосходную репутацию, этот замечательный аппарат всё-таки оказался в ремзоне? С какой именно проблемой обратился к нам его владелец?
   Да по большому счёту по сущему пустяку. По словам владельца, с некоторого времени, после холодного пуска (дело происходило зимой), двигатель какое-то время работает не совсем ровно и не очень охотно реагирует на педаль газа. После прогрева работа силового агрегата полностью нормализуется, и претензий к мотору нет вообще никаких. Так что, когда автомобиль заехал на участок диагностики, воспроизвести дефект, естественно не было никаких возможностей. Мотор шелестел, как швейная машинка и вполне адекватно отзывался на нажатие педали акселератора. Про коды ошибок смысла говорить нет - ведь индикатор «Check Engine» молчал, а это почти наверняка означает, что коды отсутствуют. Подключение сканера это подтвердило (экран 1).

                   

                                            Экран 1 - коды неисправностей отсутствуют


   Для получения максимально достоверного диагноза, такой автомобиль, желательно оставить на ночь на улице и провести диагностику именно во время прогрева холодного двигателя. Но можно (и нужно) проработать максимально возможный объём информация уже сейчас. Глядишь, за что-нибудь, да «зацепимся». Выбираем из общего списка необходимые нам текущие параметры и начинаем их анализировать. Действительно, кое-что проясняется. Во-первых, налицо некий «раскардаж» в показателях топливной коррекции. Это отражено на экранах 2 и 3,  снятых соответственно на режиме холостого хода и на повышенных оборотах. «Перекос» показателей топливной коррекции здесь явно меньше, чем в случае с Ярисом, но и симптоматика проявления дефекта не такая очевидная, так что всё логично.

                   

                                 Экран 2 - текущие параметры, режим х.х.

                   

                               Экран 3 - текущие параметры, 2300 об/мин.


   Так, ниточка, похоже, появилась, надо за её потянуть, возможно, и оставлять машину на ночь не придётся. Я намекаю на то, что надо бы всесторонне проверить MAF.  Поскольку сканер подключен, и мы находимся в режиме просмотра текущих параметров, резонно «выжать» из этого режима всё возможное. То есть, провести проверку скорости реакции датчика на резкое открытие дроссельной заслонки. Этот тест можно выполнить не только осциллографом - сканер, имеющий хороший режим графического отображения параметров тоже вполне подойдёт. G-Scan этому условию безусловно соответствует.
   Результат трёх подряд «прогазовок» в пол представлен на экране 4.

                   

                           Экран 4 - графическое представление сигналя ДМРВ

 

   Как видим, пики полученной на экране кривой невелики. То есть, скорость реакции датчика явно ниже нормы. Это так сказать экспресс-оценка, основанная исключительно на визуальном восприятии. Для педантов и любителей точных цифр в верхней части экрана отображается зафиксированный сканером максимум показаний – 34.81 грамма в секунду. Для исправного ДМРВ это слишком мало. Ещё один камушек в огород термоанемометра.
   Ну и наконец, чтобы развеять все сомнения, измеряем цифровым мультиметром напряжение покоя на выходе датчика расхода воздуха. Оно составляет примерно 0.75 вольта, что ощутимо выше нормы. Как я уже упоминал в предыдущем бюллетене, документально подтвердить данный факт мне нечем – фотографии сделать забыл. Так что придётся поверить на слово.
   Что в итоге? Не имея возможности наблюдать и ощущать проявление дефекта, мы, тем не менее, отчётливо видим «улики», которые указывают на не совсем корректную работу датчика расхода воздуха. Это, во-первых, разнонаправленное распределение параметров топливной коррекции в зависимости от оборотов, во-вторых, увеличенное значение напряжения покоя выходного сигнала ДМРВ, и, наконец, «вялая» реакция последнего на резкое открытие дросселя. В первой части бюллетеня, я уже упоминал о том, расходомеры фирмы Denso являются весьма надёжными устройствами. Более того, данный тип датчика ни самопроизвольным, ни эксплуатационным уходом характеристики не страдает. Следовательно, наиболее вероятной причиной его «усталости» является банальное загрязнение измерительных элементов. Демонтируем датчик – так оно и есть (фото 3). По сравнению всё с тем же Ярисом, загрязнение, конечно, не такое сильное, что опять-таки прекрасно согласуется с меньшей степенью проявления дефекта и меньшими отклонениями в приводимых выше параметрах.

                   

                                      Фото 3 - загрязнение не сильное, но оно есть


   Дальнейшие действия очевидны – «моем» датчик, устанавливаем на место, запускаем двигатель и ещё раз просматриваем поток данных. Топливная коррекция быстро приходит в норму, что отражено на экранах 5 и 6.

                   

                   

                    Экраны 5 и 6 - параметры топливной коррекции после очистки ДМРВ

 

   Ну а как теперь обстоят дела с переходной характеристикой? Она стала качественно иной. Это демонстрирует экран 7. Те же несколько резких нажатий на педаль газа – но какая разница в отклике ДМРВ! Амплитуда пиков почти вдвое выше, ну и зафиксированное сканером максимальное значение теперь составляет 57 граммов в секунду.

                   

                          Экран 7 - Сравните с экраном 4. Комментарии излишни.


   Итак, возможный источник неисправности обнаружен. Но причин не совсем адекватной работы двигателя после холодного пуска существует достаточно много. Поэтому окончательный вердикт ставим только после ночного отстоя автомобиля на улице. Мгновенный запуск, безукоризненная работа мотора на холостом ходу. И быстрая, «плотная» реакция на открытие дросселя. Вот именно так и должна работать рядная «шестёрка» японского производства. А между прочим, к моменту прибытия в сервис автомобиль пробежал 281000 километров. И ведь это ещё далеко не предел. У нескольких моих знакомых эти двигатели «накрутили» по пол - миллиона километров и более. Эх, умели раньше делать моторы! Да и автомобили кстати тоже. Ну что можно сказать о машине, у которой за двенадцать лет эксплуатации и пробеге под триста тысяч, всего-то и проблем, что несколько перегоревших лампочек, да загрязнение датчика расхода воздуха? Хотел бы я иметь такой автомобиль? - Да. Хотел бы я, чтобы Тойота и другие компании делали такие автомобили? - Нет. Потому что в этом случае и я, и мои коллеги уже давно остались бы без работы…   

 
        
Технический эксперт компании «Интерлакен Рус»
Газетин Сергей.  
 

Яндекс цитирования Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
© 2004 — 2016 CARMAN SCAN Тел: +7495-789-4631; +7495-771-7031