ENGLISH VERSION
CARMAN AUTO-I 100
CARMAN AUTO-I 300
CARMAN AUTO-I 700
 
VCDS (VAG-COM)
DELPHI DS150
СКАНЕР ДЛЯ МОТО
FOXWELL NT644 Pro
CarDAQ-PLUS 2
ИММОБИЛАЙЗЕРЫ
КЛЮЧИ И СТАНКИ SILCA
 
COMMON RAIL TЕСТЕР
FRONIUS ЗАРЯДКА АКБ
РАСТОЧКА ДИСКОВ
ТЮНИНГ ДВИГАТЕЛЯ
ГАЗОАНАЛИЗАТОР
ДЫМОМАШИНА
CEMB БАЛАНСИРОВКИ
DUNLOP МОНТАЖ ШИН
 
КАРТЫ ПОКРЫТИЯ ИНСТРУКЦИИ
ОБУЧЕНИЕ
КОНТАКТЫ
ФОРУМ
ТЕХ БЮЛЛЕТЕНИ
ОБНОВЛЕНИЯ
ВСЕ НОВОСТИ
ВАКАНСИИ
Наши проекты:






 

Технический Бюллетень №60: Термоанемометр (Часть 1)

TSB#60

"Термоанемометр" (Часть 1)
 
   
   Заезжала как-то к нам настоящая «японка» - Toyota Aristo. Я её быстренько починил, но вот бюллетень тогда написать не удалось. По моему же недосмотру. Поскольку работал в гордом одиночестве и сильно спешил, забыл сделать несколько важных фотографий. А без них получилось бы неинформативно. В общем, собрал я в отдельную папку оставшиеся фото и экраны и отложил до лучших времён. И вот эти времена наступили. Наступили они с приездом ма-аа-аленькой такой машинки – Yaris. Какая связь с Aristo? Ну, так ведь и та, и другая - Тойоты. И год выпуска примерно одинаковый – соответственно 2000-й и 2001-й. И поэтому на обоих, несмотря на совершенно разные модели двигателей, применяется один и тот же датчик массового расхода воздуха производства компании Denso. Вот о нём и пойдёт речь.
   Начну с Яриса (фото 1).

                   

                                         Фото 1 - Toyota Yaris

 

   Владелец (!) этого автомобиля прибыл к нам с жалобой на горящую лампочку «Check Engine», плохую динамику и неадекватную реакцию двигателя на нажатие педали газа. Я сел в машину, попробовал – действительно, двигатель раскручивается как-то вяло, неохотно. Такое впечатление, что при открытии дросселя топливно-воздушная смесь сильно обедняется. Только вот к тому моменту, когда автомобиль оказался на участке диагностики, индикатор неисправности почему-то уже не горел. Поэтому при считывании кодов неисправностей, блок управления показал нам «дулю» (экран 1). Чудеса, да и только!

                   

                                Экран 1 - коды неисправностей отсутствуют


   Ну да ладно, нет кодов и не нужно, сами уж как-нибудь разберёмся. Чай не дурнее тойотовского блока управления. Входим в режим текущих параметров и начинаем их внимательно анализировать. И сразу же подмечаем, что параметры топливной коррекции не совсем «в адеквате» (экран 2). Причём, если увеличить частоту вращения коленчатого вала, коррекция меняет знак с минуса на плюс, но более адекватной при этом не становится (экран 3).

                   

                           Экран 2 - параметры топливной коррекции на режиме х.х.

                   

                      Экран 3 - параметры топливной коррекции при 2500 об/мин

   Ну и в дополнение к этим явным отклонениям, намётанный глаз, конечно же «цепляется» за явно завышенные показания расхода воздуха (вторая строка снизу на экране 2). Почти два грамма в секунду – для двигателя, объёмом 1.3 литра, это явно перебор.
   В общем, диагносты со стажем уже прекрасно поняли, куда я клоню. Вероятнее всего причиной всех этих проблем является датчик расхода воздуха. Как и на подавляющем большинстве современных автомобилей, данный датчик, производимый компанией Denso, использует термо-анемометрический принцип преобразования. То есть, ничего особенного, подобных датчиков существует достаточно много. Но своя специфика конечно есть. Я прежде всего имею в виду такой параметр, как выходное напряжение покоя. По моим наблюдениям, данный датчик имеет калиброванное напряжение порядка 0.66-0.67 Вольта. В отличие, например, от того же, «печально знаменитого» HFM-5 от Роберта Ивановича Боша, у которого данный параметр составляет ровно один Вольт. Наличие опорного напряжения наводит на мысль о возможности регистрации данным датчиком обратных потоков воздуха, но это уже ненужные «заморочки», рассматривать которые мы не будем. Наше дело маленькое – разобраться в проблеме, и, по возможности устранить её.
   Поэтому открываем капот, берём в руки электронный мультиметр и смотрим, что у нас на выходе ДМРВ. А на выходе ни много, ни мало, почти 0.86 Вольта (фото 2).

                   

                     Фото 2 - напряжение на выходе ДМРВ при нулевом расходе воздуха

   То есть, опорное напряжение не соответствует заданному. Разница составляет примерно 170 -180 милливольт, что в абсолютном выражении вроде бы и немного, но если посчитать это в процентах, то получится цифра двадцать пять. Если бы мы имели дело всё с тем же ха-эф-эм пятым, то это бы означало, как бы это помягче сказать, полный и окончательный «пипец» расходомера. Но мы имеем дело с изделием компании Denso, которое если и отказывает, то крайне редко. А наблюдаемый нами дисбаланс мостовой схемы датчика, и, как следствие, сдвиг его характеристики, обусловлен, скорее всего, загрязнением чувствительных элементов, причём обоих – и измерительного, и компенсационного. 
   Откручиваем датчик – да, так оно и есть. Оба резистивных элемента покрыты слоем нагара (фото 3). Промываем их специальной жидкостью для очистки расходомеров (фото 4) и устанавливаем на место. Повторный замер напряжения при нулевом расходе воздуха показывает, что у данного ДМРВ есть все шансы на полное выздоровление (фото 5).

                   

                                   Фото 3 - резистивные элементы сильно загрязнены

                   

                                 Фото 4 - моем, моем трубочиста...

                   

                                      Фото 5 - это совсем другое дело


   Запускаем двигатель и наблюдаем, как система начинает адаптироваться к «новому» расходомеру. Топливная коррекция и адаптация начинают достаточно быстро приходить в норму. Причём не только на режиме холостого хода (экраны 4 и 5), но также и на повышенных оборотах (экраны 6 и 7).

                                       

                   
                      Экраны 4 и 5 - изменение параметров топливной коррекции, х.х.

                   

                   

                     Экраны 6 и 7 - то же самое, 2400 об/мин.

 

   Но показания показаниями, а главное – это субъективные ощущения. И если им доверять, то двигатель теперь без проблем «принимает» газ и раскручивается вплоть до отсечки без единой запиночки. Думаю, владельцу автомобиля это понравится.
   Ну а при чём же здесь «Aristo»? Об этом расскажу в следующем бюлллетене.                                                                                              


 
Технический эксперт компании «Интерлакен Рус»
Газетин Сергей.   

 

Яндекс цитирования Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
© 2004 — 2016 CARMAN SCAN Тел: +7495-789-4631; +7495-771-7031