ENGLISH VERSION
CARMAN AUTO-I 100
CARMAN AUTO-I 700
CARMAN NEW LITE
 
VCDS (VAG-COM)
DELPHI DS150
AUTOLOGIC Drive PRO
СКАНЕР ДЛЯ МОТО
СКАНЕРЫ FOXWELL
CarDAQ-PLUS 2 BT
СКАНЕР СПЕЦТЕХНИКИ
ИММОБИЛАЙЗЕРЫ
ОБОРУДОВАНИЕ SILCA
 
COMMON RAIL TЕСТЕР
FRONIUS ЗАРЯДКА АКБ
РАСТОЧКА ДИСКОВ
ATEQ TPMS ТЕСТЕР
KEY MASTER 5 / DP +
ВИБРОДИАГНОСТИКА
ДЫМОМАШИНА
ЭНДОСКОПЫ
HOFMANN 3D СТЕНД
 
КАРТЫ ПОКРЫТИЯ ИНСТРУКЦИИ
ОБУЧЕНИЕ
КОНТАКТЫ
ФОРУМ
ТЕХ БЮЛЛЕТЕНИ
ОБНОВЛЕНИЯ
ВСЕ НОВОСТИ
Наши проекты:





 

Технический Бюллетень №60: Термоанемометр (Часть 1)

TSB#60

"Термоанемометр" (Часть 1)
 
   
   Заезжала как-то к нам настоящая «японка» - Toyota Aristo. Я её быстренько починил, но вот бюллетень тогда написать не удалось. По моему же недосмотру. Поскольку работал в гордом одиночестве и сильно спешил, забыл сделать несколько важных фотографий. А без них получилось бы неинформативно. В общем, собрал я в отдельную папку оставшиеся фото и экраны и отложил до лучших времён. И вот эти времена наступили. Наступили они с приездом ма-аа-аленькой такой машинки – Yaris. Какая связь с Aristo? Ну, так ведь и та, и другая - Тойоты. И год выпуска примерно одинаковый – соответственно 2000-й и 2001-й. И поэтому на обоих, несмотря на совершенно разные модели двигателей, применяется один и тот же датчик массового расхода воздуха производства компании Denso. Вот о нём и пойдёт речь.
   Начну с Яриса (фото 1).

                   

                                         Фото 1 - Toyota Yaris

 

   Владелец (!) этого автомобиля прибыл к нам с жалобой на горящую лампочку «Check Engine», плохую динамику и неадекватную реакцию двигателя на нажатие педали газа. Я сел в машину, попробовал – действительно, двигатель раскручивается как-то вяло, неохотно. Такое впечатление, что при открытии дросселя топливно-воздушная смесь сильно обедняется. Только вот к тому моменту, когда автомобиль оказался на участке диагностики, индикатор неисправности почему-то уже не горел. Поэтому при считывании кодов неисправностей, блок управления показал нам «дулю» (экран 1). Чудеса, да и только!

                   

                                Экран 1 - коды неисправностей отсутствуют


   Ну да ладно, нет кодов и не нужно, сами уж как-нибудь разберёмся. Чай не дурнее тойотовского блока управления. Входим в режим текущих параметров и начинаем их внимательно анализировать. И сразу же подмечаем, что параметры топливной коррекции не совсем «в адеквате» (экран 2). Причём, если увеличить частоту вращения коленчатого вала, коррекция меняет знак с минуса на плюс, но более адекватной при этом не становится (экран 3).

                   

                           Экран 2 - параметры топливной коррекции на режиме х.х.

                   

                      Экран 3 - параметры топливной коррекции при 2500 об/мин

   Ну и в дополнение к этим явным отклонениям, намётанный глаз, конечно же «цепляется» за явно завышенные показания расхода воздуха (вторая строка снизу на экране 2). Почти два грамма в секунду – для двигателя, объёмом 1.3 литра, это явно перебор.
   В общем, диагносты со стажем уже прекрасно поняли, куда я клоню. Вероятнее всего причиной всех этих проблем является датчик расхода воздуха. Как и на подавляющем большинстве современных автомобилей, данный датчик, производимый компанией Denso, использует термо-анемометрический принцип преобразования. То есть, ничего особенного, подобных датчиков существует достаточно много. Но своя специфика конечно есть. Я прежде всего имею в виду такой параметр, как выходное напряжение покоя. По моим наблюдениям, данный датчик имеет калиброванное напряжение порядка 0.66-0.67 Вольта. В отличие, например, от того же, «печально знаменитого» HFM-5 от Роберта Ивановича Боша, у которого данный параметр составляет ровно один Вольт. Наличие опорного напряжения наводит на мысль о возможности регистрации данным датчиком обратных потоков воздуха, но это уже ненужные «заморочки», рассматривать которые мы не будем. Наше дело маленькое – разобраться в проблеме, и, по возможности устранить её.
   Поэтому открываем капот, берём в руки электронный мультиметр и смотрим, что у нас на выходе ДМРВ. А на выходе ни много, ни мало, почти 0.86 Вольта (фото 2).

                   

                     Фото 2 - напряжение на выходе ДМРВ при нулевом расходе воздуха

   То есть, опорное напряжение не соответствует заданному. Разница составляет примерно 170 -180 милливольт, что в абсолютном выражении вроде бы и немного, но если посчитать это в процентах, то получится цифра двадцать пять. Если бы мы имели дело всё с тем же ха-эф-эм пятым, то это бы означало, как бы это помягче сказать, полный и окончательный «пипец» расходомера. Но мы имеем дело с изделием компании Denso, которое если и отказывает, то крайне редко. А наблюдаемый нами дисбаланс мостовой схемы датчика, и, как следствие, сдвиг его характеристики, обусловлен, скорее всего, загрязнением чувствительных элементов, причём обоих – и измерительного, и компенсационного. 
   Откручиваем датчик – да, так оно и есть. Оба резистивных элемента покрыты слоем нагара (фото 3). Промываем их специальной жидкостью для очистки расходомеров (фото 4) и устанавливаем на место. Повторный замер напряжения при нулевом расходе воздуха показывает, что у данного ДМРВ есть все шансы на полное выздоровление (фото 5).

                   

                                   Фото 3 - резистивные элементы сильно загрязнены

                   

                                 Фото 4 - моем, моем трубочиста...

                   

                                      Фото 5 - это совсем другое дело


   Запускаем двигатель и наблюдаем, как система начинает адаптироваться к «новому» расходомеру. Топливная коррекция и адаптация начинают достаточно быстро приходить в норму. Причём не только на режиме холостого хода (экраны 4 и 5), но также и на повышенных оборотах (экраны 6 и 7).

                                       

                   
                      Экраны 4 и 5 - изменение параметров топливной коррекции, х.х.

                   

                   

                     Экраны 6 и 7 - то же самое, 2400 об/мин.

 

   Но показания показаниями, а главное – это субъективные ощущения. И если им доверять, то двигатель теперь без проблем «принимает» газ и раскручивается вплоть до отсечки без единой запиночки. Думаю, владельцу автомобиля это понравится.
   Ну а при чём же здесь «Aristo»? Об этом расскажу в следующем бюлллетене.                                                                                              


 
Технический эксперт компании «Интерлакен Рус»
Газетин Сергей.   

 

Яндекс цитирования Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
© 2004 — 2020 CARMAN SCAN Тел: +7495-789-4631; +7495-771-7031