ENGLISH VERSION
CARMAN AUTO-I 100
CARMAN AUTO-I 100+
CARMAN AUTO-I 700
 
VCDS (VAG-COM)
DELPHI DS150
СКАНЕР ДЛЯ МОТО
FOXWELL NT644 Pro
CarDAQ-PLUS 2
ИММОБИЛАЙЗЕРЫ
КЛЮЧИ И СТАНКИ SILCA
 
COMMON RAIL TЕСТЕР
FRONIUS ЗАРЯДКА АКБ
РАСТОЧКА ДИСКОВ
ТЮНИНГ ДВИГАТЕЛЯ
KEY MASTER
ГАЗОАНАЛИЗАТОР
ДЫМОМАШИНА
HOFMANN 3D СТЕНД
 
КАРТЫ ПОКРЫТИЯ ИНСТРУКЦИИ
ОБУЧЕНИЕ
КОНТАКТЫ
ФОРУМ
ТЕХ БЮЛЛЕТЕНИ
ОБНОВЛЕНИЯ
ВСЕ НОВОСТИ
ВАКАНСИИ
Наши проекты:






 

Технический Бюллетень №48: "Очумелые ручки"
TSB#48
 
Очумелые ручки
 
  
   Случай, описанный в данном бюллетене, скорее относится к разряду курьёзов. Но в жизни ведь всякое бывает, и без курьёзов нам не обойтись. Речь в который раз пойдёт о датчике кислорода. Как мы раньше наивно полагали, проблемы с ДК могут быть вызваны исключительно объективными факторами, такими, как использование этилированного топлива, попадание на чувствительный элемент датчика силиконовых или иных включений, в конце концов, элементарным процессом старения. Сигнал датчика также может быть искажён или вовсе отсутствовать по причине нарушения контактов, неисправностей в проводке или даже входных цепей в ECU, как это случилось с автомобилем Dodge Caravan (см. TSB#46). Но, оказывается, на работу датчика могут повлиять и чисто субъективные обстоятельства, под которыми обычно подразумевается пресловутый «человеческий фактор». Вот об этом и пойдёт речь.
   Заехал к нам на диагностику автомобиль VW Passat, достаточно «свежий», 2008 года выпуска, с двухлитровым «непосредственным» двигателем BZB (фото 1).
 
                   
                                                         Фото 1 - двигатель BZB
 
   Клиент пожаловался на совершенно неадекватную работу мотора на холостом ходу и малых нагрузках. По его ощущениям у мотора то падала, то увеличивалась мощность. Происходило это, по каким-то своим законам, но явно с некоторой, хотя и не чётко выраженной периодичностью.
   Обычно при работе с автомобилями группы VAG я использую «Autologic», но здесь речь не идёт о редких и сложных кузовных системах или перепрограммировании, так что вполне можно положиться на G-Scan. Выбираем в меню Volkswagen, затем Powertrain, затем Engine Electronics (экран 1), нажимаем Enter и через пару секунд на дисплее появляется функциональное меню системы управления двигателем (экран 2).
 
                   
                                   Экран 1 - Меню Систем, выбор Engine Electronics
 
                   
                                           Экран 2 - Функциональное Меню
 
   Рука со стилусом конечно так и тянется нажать на позицию DTC Analysis, тем более, что она в списке самая первая, да ещё и выделена красным цветом. Нажимаем, и к нашему великому удивлению и даже изумлению, никаких кодов в памяти блока не обнаруживаем (экран 3). Ну что же, начало хорошее, а это, как известно – половина успеха.
 
                   
                                            Экран 3 - коды неисправностей отсутствуют
 
    Ладно, допустим, блок ничего «не увидел», но может быть, специально обученные люди увидят больше? Выбираем режим вывода текущих параметров (Read Measuring Value Block). Напомню, что до появления протокола обмена ODX на автомобилях группы VAG, текущие параметры выводились группами, по четыре или менее. Поэтому сканер предлагает ввести номер интересующей нас группы (экран 4).
 
                   
                                         Экран 4 - дисплей ввода номера группы
 
   Работу лямбда контура кислородных датчиков и катализатора на «Фольксах» двухтысячных годов, характеризуют параметры, расположенные в тридцатых группах. В частности, в 33-й группе выводится напряжение кислородного датчика вкупе с показаниями лямбда-интегратора.
   Запускаем двигатель, «вбиваем» в окошко на дисплее число 33 и наблюдаем за изменениями параметров. Картина получается весьма прелюбопытная. Поначалу, напряжение датчика подолгу «зависает» в зоне очень низких, практически нулевых значений. При этом, лямбда интегратор, как ему и положено, последовательно увеличивает своё значение почти до 23 процентов. Этот процесс отражают экраны с 5-го по 8-й.
 
                   
                                                Экран 5 - текущие параметры 1
 
                   
                                              Экран 6 - текущие параметры 2
 
                    
                                        Экран 7 - текущие параметры 3
 
                    
                                            Экран 8 - текущие параметры 4
 
   По прошествии некоторого времени, ни с того ни с сего, напряжение на датчике быстро увеличивается, и снова «замерзает», теперь уже в где-то в районе 0.7-0.8 Вольта. Интегратор, естественно начинает «отрабатывать» в другую сторону (экраны с 9-го по 11-й). Происходящее при этом обеднение смеси очень хорошо чувствуется – двигатель начинает заметно потряхивать. Через несколько десятков секунд всё повторяется сначала.
 
                   
                                               Экран 9 - текущие параметры 5
 
                   
                                                  Экран 10 - текущие параметры 6
 
                   
                                                Экран 11 - текущие параметры 7
 
   По всем признакам и субъективным ощущениям явно «дуркует» кислородный датчик. Надо бы, для начала, его подогрев проверить, хотя, не припомню, чтобы проблемы с подогревом вызывали такие именно такие симптомы. Так или иначе, поднимаем автомобиль на подъёмнике, чтобы добраться до разъёма датчика. Так, понятно, здесь был удалён катализатор и вместо него установлен то ли другой (универсальный) кат, то ли «пламегаситель» (фото 2).
 
                   
                                                        Фото 2 - штатный катализатор удалён
 
А вот и кислородный датчик…. Стоп, стоп, что-то здесь не так…. Так ведь датчик ввёрнут в выхлопную трубу через проставку (фото 3)!
 
                   
                                           Фото 3 - датчик кислорода на проставке
 
   Вот это да, с таким мы ещё не сталкивались. Видимо, человек, который это делал, что называется «не догоняет». То есть, он наверное где-то слышал о том, что после удаления катализатора, датчик кислорода устанавливается через проставку (футорку), но почему-то проигнорировал (очевидно, по причине непонимания) тот факт, что речь идёт о втором датчике, который стоит после катализатора. Возможно, это дела человек еще совсем молодой и, следовательно, только-только начинающий. А может быть, что гораздо хуже, уже достаточно поработавший, но всё ещё полный дилетант. К сожалению, в автосервисной индустрии, как впрочем и в других сферах человеческой деятельности, такие «специалисты» встречаются. Один из моих знакомых автомехаников называет их «братья наши меньшие». Надо сказать, что задачки они иногда подкидывают такие – только держись! Но в этот раз нам повезло - особых трудностей поиск проблемы у нас не вызвал. А устранение неисправности тем более. Всего-то и нужно - проставку удалить.
   Отвинчиваем ДК, убираем футорку, ставим ДК на место. Кстати, сама футорка сделана весьма прилично, видимо, дело поставлено на поток (фото 4 и 5).
 
                   
                                         Фото 4 -  футорка, вид 1
 
                   
                                         Фото 5 - футорка, вид 2
 
   Ну а дальше остаётся только выходной контроль. Запускаем двигатель, входим всё в ту же 33-ю группу и проверяем работу контура и датчика. Всё работает, как положено. Да и чего бы, собственно, не работать, когда соблюдены все необходимые условия? Жаль только, что на автомобилях группы VAG, в отличие от других брэндов, наш G-Scan пока не поддерживает режим графического вывода текущих параметров, ведь так гораздо проще и удобнее оценивать сигнал ДК. Но в данном случае это дело поправимое. Связываемся с ECU через протокол OBD II/EOBD – здесь «графика» реализована однозначно. Результат представлен на экране 12.
 
                   
                                                     Экран 12 - сигнал ДК
 
   Вот именно так и должен работать исправный датчик. Если ему, конечно, не мешать.     
 
 
 
Технический эксперт компании «Интерлакен Рус»
Газетин Сергей.  
Яндекс цитирования Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
© 2004 — 2016 CARMAN SCAN Тел: +7495-789-4631; +7495-771-7031