ENGLISH VERSION
CARMAN AUTO-I 100
CARMAN AUTO-I 100+
CARMAN AUTO-I 700
 
VCDS (VAG-COM)
DELPHI DS150
СКАНЕР ДЛЯ МОТО
FOXWELL NT644 Pro
CarDAQ-PLUS 2
ИММОБИЛАЙЗЕРЫ
КЛЮЧИ И СТАНКИ SILCA
 
COMMON RAIL TЕСТЕР
FRONIUS ЗАРЯДКА АКБ
РАСТОЧКА ДИСКОВ
ТЮНИНГ ДВИГАТЕЛЯ
KEY MASTER
ГАЗОАНАЛИЗАТОР
ДЫМОМАШИНА
HOFMANN 3D СТЕНД
 
КАРТЫ ПОКРЫТИЯ ИНСТРУКЦИИ
ОБУЧЕНИЕ
КОНТАКТЫ
ФОРУМ
ТЕХ БЮЛЛЕТЕНИ
ОБНОВЛЕНИЯ
ВСЕ НОВОСТИ
ВАКАНСИИ
Наши проекты:






 

Технический Бюллетень №36: "Обучение" дроссельной заслонки

 

«Обучение» дроссельной заслонки  
 
  Хозяйка красненького Nissan Note объяснила причину своего визита в сервис по-своему, по-женски. Но мы её поняли практически сразу. В переводе на технический язык симптоматика выглядит примерно так: двигатель работает абсолютно нормально на всех режимах, кроме энергичного разгона. Стоит резко нажать на педаль газа и автомобиль начинает подёргиваться. Типичная картина при наличии проблем в системе зажигания. Однако никаких кодов неисправностей, связанных с пропусками воспламенения смеси, в памяти блока управления мы не обнаружили. 
   По словам владелицы «Енота», свечи ей заменили совсем недавно. Ну что же, значит проблема, скорее всего, в катушках. Как обычно в таких случаях, катушки мы проверяем с помощью искрового разрядника. Но в этот раз до проверки дело не дошло. Потому что, сняв первую катушку, мы тут же обнаружили причину возникновения пропусков. Им оказался надорванный высоковольтный наконечник (фото 1). Из четырёх катушек, две оказались с одинаковым дефектом.
 
                       
                                       Фото 1 - надорванный высковольтный наконечник
 
Выкрутив свечи зажигания, мы обнаружили и причину самого разрыва. Вы и сами всё прекрасно поймёте, посмотрев на фото 2. Справа на этом фото – одна из «недавно заменённых» свечей. Слева – свеча, которая должна стоять на этом двигателе, согласно документации производителя. Небольшая разница в диаметре изолятора, в конце концов, и послужила причиной разрыва резинки.
 
                      
                                                         Фото 2 - свечи бывают разные
 
   Заказать отдельно наконечники нельзя. Хотя они вполне себе съёмные (фото 3). Производитель катушек, компания Robert Bosch (фото 4), очевидно не без основания полагает, что если человеку будет нужно, он никуда не денется и вынужден будет купить катушку целиком. В нашем случае именно так и происходит. Заказываем две новые катушки, чтобы помочь фирме Бош в её благородном стремлении к безбедному существованию. 
 
                       
                                                             Фото 3 - наконечник и катушка
 
                      
                                               Фото 4 - Роберт Бош рулит!
 
   Заменив свечи и катушки, мы решили заодно почистить дроссельную заслонку (фото 5). Что, естественно, не преминуло сказаться на частоте вращения коленчатого вала на режиме холостого хода.
 
                      
                                              Фото 5 - почти отмытый дроссель
 
После достижения двигателем рабочей температуры, она установилась на уровне 1050 оборотов в минуту (экран 1).
 
                      
                                             Экран 1 - частота вращения к.в. 1050 об/мин
 
Не самый плохой вариант, бывает и за 2000 заваливает. Как бы то ни было, отдавать автомобиль в таком виде нельзя, обороты надо «уронить». Ожидать, что через какое-то время ECU приведёт их в норму сам, не стоит – не научили его этому ниссановские инженеры. По какой-то непонятной для нас причине, они предпочли делать это принудительно, через специальную сервисную процедуру, которая в документации производителя именуется «Idle Air Volume Learn». В переводе это означает «Обучение расходу воздуха на режиме холостого хода». Отметим одну деталь: обучается блок управления. Именно он запоминает и сохраняет необходимую величину в энергонезависимой памяти. Как вы сами понимаете, дроссельный узел, не содержащий никаких «мозгов», обучиться ничему не может в принципе. Так что формально, термин «обучение дроссельной заслонки» неправильно отражает смысл проводимой процедуры. Но он настолько прижился, что даже пытаться заменить его каким-то другим, занятие абсолютно бессмысленное. Так что оставим всё как есть.
   В общем, не столь важно, как мы это называем, важно, что именно мы делаем. В функциональном меню выбираем раздел специальных функций (экран 2). Нажимаем на клавишу «Enter», на дисплее сканера появляется список этих функций (экран 3).
 
                      
                                       Экран 2 - Фукциональное Меню ECU двигателя
 
                      
                                            Экран 3 - Меню Специальных Функций
 
Сразу скажу, что этот список максимально возможный, и часть функций на данном конкретном двигателе может не поддерживаться блоком управления. Нас в данном случае интересует режим «Quick TAS Learning». Именно так в приборе G-Scan обозначается процедура «обучения» дросселя. Термин не совсем привычный. В дилерских сканерах Consult-II, Consult-III, или, например, в приборах CarmanScan, данный режим (как я уже упоминал выше), называется «Idle Air Volume Learn» (см. например, экран 4, вторая строка сверху).
 
                      
                                   Экран 4 - тот же самый режим в приборе CarmanScan VG
 
Но суть конечно и там и там одна. Продолжим. После нажатия на клавишу «Enter», на дисплее сканера появляется информация о назначении данного режима и условиях, которые необходимо выполнить для успешного проведения процедуры (экраны 5, 6 и 7).
 
                       
                                     Экран 5 - условия проведения процедуры обучения 1
 
                       
                                        Экран 6 - условия проведения процедуры обучения 2
 
                      
                                        Экран 7 - условия проведения процедуры обучения 3 
 
В общем, ничего сверхъестественного: ECU должен быть откалиброван по начальному положению дросселя (выполняется автоматически при включении / выключении зажигания), двигатель должен быть прогрет, все нагрузки выключены, автомобиль неподвижен и так далее. Все эти условия у нас выполнены, двигатель работает на режиме холостого хода. Так что остаётся просто нажать клавишу «OK» в нижней части дисплея. Процесс обучения занимает обычно не более двадцати секунд, хотя бывает, что с первого раза и не «прокатывает». В этом случае надо выключить зажигание примерно на одну минуту, а затем запустить двигатель и повторить процедуру. Если она, как в нашем случае, завершается успешно, на дисплее появляется соответствующее сообщение (экран 8).
 
                       
                                             Экран 8 - процедура обучения завершена
 
В любом случае, главным итогом проводимой процедуры, конечно, является соответствие частоты вращения коленчатого вала заданному производителем значению. В нашем случае это примерно 700 оборотов в минуту (экран 9).
 
                      
                                        Экран 9 - частота вращения к.в. 700 об/мин.
 
Хотя, многие контроллеры на автомобилях Nissan позволяют изменять значение оборотов холостого хода и сохранять его в памяти. И с помощью прибора G-Scan мы можем это сделать. Но в данном случае, необходимости в этом нет никакой, так что об этом – как-нибудь в другой раз.      
  
 
 
Технический эксперт компании «Интерлакен»
Газетин Сергей.     
Яндекс цитирования Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
© 2004 — 2016 CARMAN SCAN Тел: +7495-789-4631; +7495-771-7031