
|
Технический Бюллетень № 30 : Очень просто и очень быстро
|
Технический Бюллетень № 30: Очень
просто и очень быстро
Среди
неисправностей, с которыми к нам обращаются владельцы автомобилей, иногда
встречаются совсем уж простые, можно сказать «проходные». Но это вовсе не
означает, что относиться к ним можно «спустя рукава». В противном случае потеря
доверия со стороны клиента гарантирована. Вот характерный пример.
На диагностику прибыл автомобиль Mitsubishi Galant, уже немолодой, 2001
года выпуска. Жалобы – горящий индикатор «Check Engine» и ухудшение динамики. Владелец автомобиля изъявил твёрдое
намерение присутствовать рядом с автомобилем в процессе диагностики. Вообще-то
нам не очень нравится, когда хозяин авто стоит «над душой», а бывает, ещё и
даёт ценные указания по различным вопросам. Но, что поделаешь, закон о правах потребителей при соблюдении
определённых условий разрешает клиенту находиться в ремзоне во время ремонта
или диагностики его автомобиля.
И вот автомобиль на участке диагностики, его
хозяин – тоже. Аккуратно интересуемся, что является побудительным мотивом его
присутствия – чрезмерно щепетильное отношение к своему железному коню, или простое
удовлетворение любопытства? Выясняется, что ни то, ни другое. Причина проста –
недоверие. Оказывается, до нас машина уже побывала в другом сервисе, где по
итогам диагностики «приговорили» расходомер воздуха. Надо сказать, что
расходомер у Мицубиси весьма непростой и стоит немалых денег. Немудрено, что владелец
«Галанта» стал терзаться смутными сомнениями по поводу целесообразности его
замены. Именно поэтому он решил подстраховаться и сделать диагностику ещё раз. И
на всякий пожарный, ещё и лично проследить за процессом.
Ну, решил и решил. Нам-то собственно что?
Стоит, смотрит – денег не просит. Подключаем к диагностическому разъёму G-Scan, «входим» в блок управления двигателем,
опрашиваем память неисправностей. На выходе получаем две ошибки (экран 1).
Экран 1 - коды неисправностей.
Обе
они относятся к датчику расхода воздуха, поскольку Pressure Sensor, т.е. датчик барометрического
давления, встроен непосредственно в его корпус. Я намерено употребляю термин «датчик
расхода воздуха», поскольку данный компонент, используемый на автомобилях Mitsubishi, по-другому
назвать вряд ли получится. Сокращение ДМРВ или MAF, здесь не подойдёт, поскольку этот
датчик измеряет не массовый, а объёмный расход воздуха. Термин «датчик расхода
воздуха» или просто, «расходомер воздуха» в данном случае является более
корректным.
Поехали дальше. Удаляем ошибки, запускаем
двигатель, входим в режим отображения текущих параметров (Data Analysis), смотрим на
дисплей. Да, действительно, расход воздуха равен нулю, как на холостых, так и
на повышенных оборотах (первая строка на экране 2).
Экран 2 - Текущие параметры 1.
Ещё раз считываем ошибки – ECU снова зафиксировал те же
самые коды. Владелец спрашивает, что означают эти ошибки. Отвечаем, что сканер
жалуется на расходомер воздуха. Видим, что мужик приуныл. Может быть, смирился
с мыслью о необходимости замены расходомера и уже подсчитывает убытки. А мы,
напротив, пока совершенно в этом не уверены. Повод для оптимизма нам дают два
обстоятельства. Во-первых, датчик расхода воздуха и датчик барометрического
давления – это два совершенно разных датчика, хотя и встроены они в один общий
корпус. И вот так, чтобы оба сразу вышли из строя? Маловероятно. Во-вторых,
обратите внимание на экран 2, вторая строка сверху – это показания датчика
температуры впускного воздуха (он также встроен в общий корпус расходомера).
Значение -40 градусов может означать только одно – налицо проблемы в цепи и
этого датчика. Правда, не совсем понятно, почему блок управления «до кучи» не
фиксирует ещё и эту ошибку. Но в любом случае, выход из строя сразу трёх
датчиков – ситуация практически нереальная. Значит, есть что-то общее для всех
датчиков, что приводит к невозможности их работы. Этим «что-то», скорее всего,
является масса датчиков.
Отсоединяем от расходомера разъём,
подключаем между выводами питания и массы «контрольку» (фото 1).
Фото 1 - подключение контрольной лампочки.
Включаем
зажигание – лапочка горит (фото 2).
Фото 2 - питание и масса в порядке.
Это означает, что цепи 12-ти вольтового питания
и массы в полном порядке. Датчики температуры и барометрического давления имеют
питание 5 Вольт, и мы конечно можем проверить и это напряжение, но собственно
датчик расхода воздуха пяти вольт не требует и обязан работать. А он не
работает, так же как и два других датчика. Значит дело вовсе не в пяти
вольтовом питании. А в том, что мы ещё не всё проверили. Наличие хорошей массы
на разъёме, подходящем к расходомеру, вовсе не означает наличие хорошей массы
внутри него. Потому что на пути к электронной плате массовый провод (впрочем,
как и все остальные) проходит через контактное соединение разъёма. А, как
хорошо известно, контакты – это «узкое» место
всех электронных и электрических цепей. Для борьбы с различного рода
окислами и загрязнениями контактных соединений на рынке существует большое
количество специальных средств. Берём один из таких очистителей и обрабатываем
им контакты на разъёме самого расходомера (фото 3) и на разъёме жгута (фото 4).
Фото 3 - очистка контактов расходомера.
Фото 4 - очистка контактов разъёма.
Выжидаем несколько минут, удаляем излишки очистителя сжатым воздухом и
подсоединяем разъём на место.
Запускаем двигатель. Первым признаком того,
что ситуация изменилась в лучшую сторону является потухшая лампочка «Check Engine». Ну а главное – в
корне поменялась выводимая сканером информация. Как видно из экрана 3, теперь
блок управления выводит правильное значение расхода воздуха (вторая строка
сверху) и совершенно адекватное значение его температуры.
Экран 3 - текущие параметры 2.
Ну и конечно,
поскольку неисправностей больше нет, блок перешёл на работу с замкнутым
контуром лямбда-регулирования (первая строка снизу на экране 3). До этого,
петля была разомкнута, в чём можно убедиться, ещё раз взглянув на экран 1.
Вот собственно и всё – замены расходомера не
потребовалось, владелец автомобиля доволен, мы тоже не в накладе. А главное, мы
абсолютно уверены: если в его автомобиле возникнет какая-то неисправность, он вряд
ли будет обращаться на сервис, где ему то ли по незнанию, то ли сознательно,
поставили ошибочный диагноз. Более того, мы даже знаем, куда именно он в этом
случае поедет.
Технический
эксперт компании «НЕО СИСТЕМС»
Газетин Сергей.
|