ENGLISH VERSION
CARMAN AUTO-I 100
CARMAN AUTO-I 300
CARMAN AUTO-I 700
 
VCDS (VAG-COM)
DELPHI DS150
СКАНЕР ДЛЯ МОТО
FOXWELL NT644 Pro
CarDAQ-PLUS 2
ИММОБИЛАЙЗЕРЫ
КЛЮЧИ И СТАНКИ SILCA
 
COMMON RAIL TЕСТЕР
FRONIUS ЗАРЯДКА АКБ
РАСТОЧКА ДИСКОВ
ТЮНИНГ ДВИГАТЕЛЯ
ГАЗОАНАЛИЗАТОР
ДЫМОМАШИНА
CEMB БАЛАНСИРОВКИ
DUNLOP МОНТАЖ ШИН
 
КАРТЫ ПОКРЫТИЯ ИНСТРУКЦИИ
ОБУЧЕНИЕ
КОНТАКТЫ
ФОРУМ
ТЕХ БЮЛЛЕТЕНИ
ОБНОВЛЕНИЯ
ВСЕ НОВОСТИ
ВАКАНСИИ
Наши проекты:






 

Технический Бюллетень № 22: Что такое Yaw-rate sensor и как с ним бороться

Технический Бюллетень #22: Что такое Yaw-rate sensor и как с ним бороться

    Автомобиль Toyota Avensis 2004 года выпуска приехал к нам с горящими лампочками VSC и TRC OFF (фото 1).

                 

                                        Фото 1 - индикаторы неисправности VSC.

Постоянное свечение этих индикаторов говорит о том, что в электронной системе управления тормозами имеется неисправность. На данном автомобиле тормозная система выполняет не только функции АБС, но ещё и функции стабилизации курсовой устойчивости (СКС). По «тойотовской» терминологии данная система называется Vehicle Stability Control, или сокращённо VSC.

   Подключаем к диагностическому разъёму сканер G-Scan и устанавливаем связь с блоком VSC. Считывание кодов неисправностей даёт следующий результат: С0371 Yaw Rate Sensor Output Abnormal. Попытки стереть данный код ни к чему не приводят, т.е. неисправность жёсткая. Если попытаться перевести описание кода на русский язык, то получится следующее: «неправильный сигнал датчика рыскания». Звучит не очень благозвучно, хотя конечно понять о чём идёт речь, можно. На мой взгляд, более удачный вариант перевода приводится в технической базе данных Мотордата от компании «Легион». Там Yaw Sensor называется многокоординатным датчиком ускорения. Может быть, немного громоздко, но смысл передаётся более точно. Yaw sensor используется системой курсовой устойчивости для отслеживания ускорения и замедления автомобиля в продольной и поперечной плоскостях. Кроме этого, он информирует блок VSC о степени поворота автомобиля вокруг своей оси. Так что называть этот датчик «многокоординатным» вполне уместно.

   Существует два варианта установки Yaw-датчика. На части автомобилей, он встроен в блок управления АБС/СКС, т.е. является интегрированным в схему ЭБУ. На других авто этот датчик является отдельным устройством, устанавливается отдельно от блока управления и связан с ним посредством высокоскоростной CAN-шины. Такая идеология позволяет разместить данный датчик максимально близко к центру кузова автомобиля, что необходимо для точной и корректной работы всей системы. Именно с таким вариантом мы и имеем дело в данном случае. Датчик установлен под сиденьем водителя, и не просто под сиденьем, он максимально смещён вправо, к оси продольной оси симметрии кузова (фото 2).

                 

                                                  Фото 2 - место установки датчика.      

К датчику подходят всего четыре провода, два из которых это масса и 12-ти вольтовое питание. Оставшиеся два провода являются шинами высокого (High) и низкого (Low) уровней высокоскоростной CAN-шины.

   Поскольку подменного датчика у нас нет, проверять проводку придётся однозначно. Как известно, если датчик не получает питания, работать он не будет. Поэтому первым делом проверяем наличие напряжения между массовым и питающим выводом разъёма датчика при включенном зажигании. Напряжение имеется. Идём дальше – измеряем напряжение на проводах Hi и Low CAN-шины относительно массы. Как следует из фото 3 и 4, и здесь нет никаких отклонений.

                

                                         Фото 3 - напряжение на шине CAN-Hi.

               

                                         Фото 4 - напряжение на шине CAN-Low.

Как и положено, на обоих проводах имеются почти одинаковые потенциалы, примерно по 2.5 вольта. Таким образом, к целостности ни одного из четырёх проводов, подходящих к датчику, претензий нет, а CAN-контроллеры всех участников шины не искажают заданные потенциалы. Что ещё может повлиять на сигнал датчика? Наличие помех или отражений в CAN-шине. Это возможно, если есть какие-либо проблемы с нагрузочными резисторами шины. Проверим. Выключаем зажигание, подключаем датчик и, подсоединив измерительные провода мультиметра с тыльной стороны его разъёма, измеряем сопротивление между выводами High и Low. Оно составляет 60 Ом (фото 5).

              

                                               Фото 5 - сопротивление CAN-шины.    

То есть, оба нагрузочных резистора шины в норме, ну и проводку ещё раз проверили, лишний раз убедившись, что всё O.K. Ну а раз все компоненты в порядке, неисправным очевидно остаётся считать собственно сам датчик. Сообщаем эту «радостную» новость владельцу автомобиля. Он согласен на замену датчика, но с одной оговоркой – заказывать его он будет сам.

   Проходит примерно месяц, и клиент, наконец, появляется у нас с новым датчиком. Датчик действительно оригинальный, «бошевский» (фото 6). 

             

                                                       Фото 6 - новый датчик.

Именно такой и был установлен, только произведён он был, в отличие от нового, не в Венгрии, а в Германии. Кстати, точно такие же датчики используются и на многих других автомобилях, производимых в Европе, например на Лэнд-Роверах. Устанавливаем датчик на место, включаем зажигание, удаляем ошибки (экран 2).

                

                                                    Экран 1 - код неисправности.

                 

                                              Экран 2 - код неисправности удалён.     

Запускаем двигатель – индикаторы VSC и TRC OFF больше не горят. Но это ещё не финал. Для того, чтобы система работала корректно, необходимо произвести калибровку системы VSC.

   Для выполнения этой процедуры в функциональном меню необходимо выбрать раздел «Специальные Функции» (экран 3).

                 

                                Экран 3 - выбор раздела Специальные Функции. 

Откроется меню, в котором нужно выбрать не позицию «VSC System 0 Point Clear», как можно было бы предположить, а строку «Test Mode» (экран 4).

                

                                       Экран 4 - выбор режима Test Mode.

После нажатия клавиши Enter появляется экран 5, где выводится информация о назначении данного режима.

                

                       Экран 5 - информация о назначении режима Test Mode.   

Как следует из описания на экране, режим «Test Mode» используется для калибровки датчика ускорений после его замены или замены блока VSC. Так что это именно то, что нам нужно. Нажимаем на экранную клавишу «О.К.», появляется экран 6, где описаны условия проведения процедуры: автомобиль должен находиться на ровной горизонтальной поверхности, руль в положении «прямо», рычаг АКП в положении «Паркинг», двигатель выключен, зажигание включено.

               

                              Экран 6 - условия проведения калибровки.

               

                              Экран 7 - окончание процесса калибровки.

Опять нажимаем клавишу «О.К.», запускается процесс калибровки, а на дисплее сканера появляется сообщение о том, что признаком корректного окончания калибровки является мигание индикаторов ABS и VSC. Индикаторы действительно мигают, так что процедура успешно завершена. Останавливаем коммуникацию, выключаем зажигание, отсоединяем сканер. Вот теперь действительно всё.      

 

Технический эксперт компании «НЕО СИСТЕМС»

Газетин Сергей. 

Яндекс цитирования Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
© 2004 — 2016 CARMAN SCAN Тел: +7495-789-4631; +7495-771-7031