
|
Технический Бюллетень № 15: Совсем простая BMW или рутинная диагностика (часть 2)
|
TSB#15 : Совсем
простая BMW или рутинная диагностика (часть 2)
Завершаем тему, начатую в предыдущем
бюллетене (TSB#14).
После принятия решения о замене катушки зажигания, проходит всего час, и за это
время отдел запчастей успевает «подогнать» нам новенькую запчасть (фото 1).

Фото 1 : Новый модуль катушек
Устанавливаем её на место старой, подсоединяем высоковольтные провода и разъём
низковольтного жгута (фото 2).

Фото 2 : Новая катушка на месте
Запускаем двигатель – он работает всеми
цилиндрами. Но для полной уверенности, мы всё же проверяем сигнал в первичной
цепи катушки 4-го цилиндра. Как видно из экрана 1, сигнал исправной катушки
принципиально отличается от того, что мы видели ранее.

Экран 1 : Сигнал исправной катушки
Для сравнения ещё раз
приводим осциллограмму неисправной катушки из предыдущего бюллетеня (экран 2).

Экран 2 : Сигнал первичного напряжения, неисправная катушка
Сигнал исправной катушки имеет ярко выраженный «горизонтальный» участок А,
свидетельствующий о наличии искрового разряда во вторичной цепи. Кроме этого,
налицо остаточные колебания во вторичной цепи, которые говорят о том, что после
окончания искрового разряда в катушке ещё имеется некоторое количество энергии
(участок В). В общем, всё замечательно работает, будем считать, что с этой неисправностью
покончено.
Теперь можно вплотную заняться кодом
неисправности С9 «O2 Sensor Control».

Экран 3 : Код неисправности
В переводе на
русский язык это означает наличие проблем с регулированием состава смеси
контуром датчика кислорода. Формулировка достаточно расплывчатая, она может
скрывать под собой как отсутствие сигнала датчика кислорода, так и проблемы с выходом
топливной коррекции за допустимые пределы. Для того, чтобы более ясно понять
суть происходящего, надо проконтролировать текущие параметры, выдаваемые блоком
управления. Нас больше всего интересует величина напряжения, генерируемого
датчиком кислорода – на экране 4 это второй параметр снизу, обозначенный O2 Sensor Voltage.

Экран 4 : Напряжение датчика кислорода.
Запускаем двигатель,
смотрим на дисплей сканера – напряжение с выхода ДК остаётся неизменным. Причём
датчик практически не реагирует ни на увеличение частоты вращения коленчатого
вала, ни на резкое открытие или закрытие дросселя. Опять-таки, как и в случае с
катушкой, это может означать как неисправность самого датчика, так и проблемы с
его проводкой. Кроме этого, похожая симптоматика может наблюдаться в случае
отсутствия подогрева ДК, однако в данном случае эту причину мы исключаем. По
той простой причине, что при продолжительной работе на повышенных оборотах,
даже в отсутствие подогрева, напряжение на датчике должно хоть немного
меняться. В нашем случае этого нет.
Чтобы не тратить время, пользуемся простым и
проверенным методом. Поднимаем автомобиль на подъёмнике и с тыльной стороны
разъёма датчика кислорода самодельным проводником замыкаем между собой
сигнальный и нулевой выводы датчика (фото 3).

Фото 3 : Замыкание выводов датчика кислорода
Включаем зажигание – смотрим на
дисплей сканера. Как видно из экрана 5, напряжение в этом случае равно нулю.

Экран 5 : Напряжение на ДК при замыкании выводов
Снимаем «замыкатель», напряжение сразу же поднимается до уровня 0.46 Вольта
(экран 6).

Экран 6 : Опорное напряжение на датчике кислорода
Всё правильно, это опорное напряжение, вырабатываемое блоком
управления. Такое схемотехническое решение используется не во всех контроллерах
и не всеми производителями, но для систем управления Bosch ранних
версий именно так и должно быть. Для справки: на данном двигателе используется
блок управления Bosch Motronic 1.7.2, такую информацию мы можем получить из любой базы
данных, например, из той же «Автодаты». Результатом нашей проверки становится вывод
о том, что оба провода датчика, и сигнальный, и «нулевой», исправны. А раз так,
то неисправен сам датчик. Доводим сей
факт до сведения владельца автомобиля. Узнав цену нового датчика и немного подумав,
он решает от его замены пока отказаться. Очевидно, покупка новой катушки внесла
существенные коррективы в его текущее финансовое положение. Ну что же, человека
вполне можно понять - далеко не все в России являются сотрудниками ГАИ и акционерами
газовых и нефтяных компаний. Да и причиной его обращения в сервис как мы
помним, стал «троящий» двигатель, и эту проблему мы быстро и качественно решили.
Ну а кислородный датчик мы конечно поменяем. Ведь если клиенту понравился уровень
обслуживания, он обязательно приедет ещё раз. Так что к рутинной диагностике
относиться нужно со всей серьёзностью.
Технический
эксперт компании «НЕО СИСТЕМС»
Газетин Сергей.
|