ENGLISH VERSION
CARMAN AUTO-I 100
CARMAN AUTO-I 100+
CARMAN AUTO-I 700
 
VCDS (VAG-COM)
DELPHI DS150
AUTOLOGIC
СКАНЕР ДЛЯ МОТО
FOXWELL NT644 Pro
CarDAQ-PLUS 2
ИММОБИЛАЙЗЕРЫ
КЛЮЧИ И СТАНКИ SILCA
 
COMMON RAIL TЕСТЕР
FRONIUS ЗАРЯДКА АКБ
РАСТОЧКА ДИСКОВ
ТЮНИНГ ДВИГАТЕЛЯ
KEY MASTER
ГАЗОАНАЛИЗАТОР
ДЫМОМАШИНА
HOFMANN 3D СТЕНД
 
КАРТЫ ПОКРЫТИЯ ИНСТРУКЦИИ
ОБУЧЕНИЕ
КОНТАКТЫ
ФОРУМ
ТЕХ БЮЛЛЕТЕНИ
ОБНОВЛЕНИЯ
ВСЕ НОВОСТИ
ВАКАНСИИ
Наши проекты:






 

Технический бюллетень №131: Немного о CBS и не только (часть 2)

TSB#131

Немного о CBS и не только (часть 2)

  

   Продолжим краткое знакомство с системой CBS, начатое в предыдущем бюллетене. В её Главном Меню, сразу после позиции «Engine Oil» расположены пункты «Front brake pads» и «Rear brake pads» (экран 1).

                    

                        Экран 1 - фрагмент Главного Меню системы CBS            

   Как показывает практика, фактическое состояние тормозных колодок, как передних, так и задних, системой CBS отслеживается не очень точно. Какие-либо способы непрерывного мониторинга действительной толщины колодок в процессе эксплуатации мне лично пока неизвестны (кроме периодического визуального осмотра, разумеется). Иными словами, показания их остаточного ресурса, которые мы видим на дисплее автомобиля (или диагностического сканера), есть результат прогнозирования, рассчитываемый компьютером CBS на основании пройденного расстояния и режимов эксплуатации (количество торможений, их интенсивность и т.п.). Исключением является ситуация, когда колодки будут «спилены в ноль» - в этом случае банально сработает какой-то из двух датчиков износа (на БМВ обычно один датчик вставляется во внутреннюю колодку переднего левого суппорта, а другой – во внутреннюю колодку заднего правого суппорта). Впрочем, сигнал о предельном износе, может появиться и при вполне ещё живой колодке, по причине неисправности датчика, или обрыва в его проводке. Именно так произошло с другой BMW, на этот раз Х3, в кузове F25 (фото 1).

                    

                        Фото 1 - BMW X3 F25, 2012  

   На этом автомобиле, с пробегом 104600 км., и передние, и задние колодки менялись по 4 раза (экраны 2 и 3).

                    

                    

                       Экраны 2 и 3 - остаточный ресурс по передним и задним колодкам

   Однако, как хорошо видно из этих экранов, если передним колодкам ещё «ходить и ходить», то у задних остаточный ресурс равен нулю. Как это так? А всё дело в том, что при вполне ещё приличной остаточной толщине фрикционного материала (порядка 8 миллиметров), по какой-то причине произошло повреждение датчика износа. Или, выражаясь «электрическим» языком - разрыв в цепи. Ну а если цепь этого датчика разомкнута, то компьютер системы CBS попросту «забивает» на всяческие там алгоритмы прогнозирования остаточного ресурса и банально его обнуляет. Что мы и наблюдаем на экране 3, а также на информационном дисплее автомобиля. В данной ситуации вполне можно было бы отделаться заменой только датчика износа на новый (фото 2), но владелец авто до конца в ситуации не разобрался, заказал в комплекте новые задние колодки вместе с датчиком износа, и приехал к нам, чтобы всё это поменять.

                    

                      Фото 2 - датчик предельного износа колодок

   Маленький нюанс - для того, чтобы это сделать, колодки нужно сначала развести. А для того, чтобы их развести, нужно ослабить хватку электроприводов - ведь здесь используется электромеханический стояночный тормоз (фото 3).

                    

                       Фото 3 - Ручной тормоз говорите? А может всё-таки пальчиковый?

   «G-Scan 2» позволяет выполнить и эту процедуру. Для этого в кластере «Шасси» нужно выбрать систему EMF (это и есть электронный «ручник»), затем Workshop Mode (Режим Автомастерской) и, нажав на клавишу F1, установить сервоприводы в положение для демонтажа и последующего монтажа новых колодок, т.е. выполнить функцию «Activate Installation Position» (экран 4).

                    

                     Экран 4 - нажатие на клавишу F1 позволит "распустить" колодки

   После установки новых колодок (и кончено же нового датчика износа!), возвращаем их в рабочее положение с помощью того же раздела Меню (экран 4), но уже с использованием клавиши F2. Затем удаляем код ошибки 4805Е9 из памяти блока EMF (экран 5).

                    

                        Экран 5 - служебный код

   Откуда он взялся? Этот код не является свидетельством какой-либо неисправности, он записывается всегда, когда выполняется установка колодок в положение для демонтажа. Если такой код не регистрируется, значит команда от вашего сканера поступает некорректная, в этом случае сервоприводы реагировать на неё не будут. А если код чётко фиксируется, но при выполнении команды один или оба моторчика в приводах «не жужжат», значит в приводе (приводах) что-то заклинило. У нас никаких проблем не возникло, поэтому теперь можно опять вернуться в меню системы CBS и выполнить сброс сервисного интервала по задним колодкам (экран 6).

                    

                        Экран 6 - информация по задним колодкам после сброса

   Чтобы завершить тему обслуживания тормозной системы, напомню о том, что в своей основе она является гидравлической. То есть, при торможении, усилие на тормозные механизмы передаётся через тормозную жидкость (Brake Fluid). Соответственно, такая позиция имеется и в Меню системы CBS (экран 1). Вообще-то, на любом автомобиле менять её положено регулярно, вне зависимости от пробега. Обусловлено это сильной гигроскопичностью «тормозухи», т.е. способности поглощать влагу, которая в избытке имеется в окружающем нас воздухе. Есть даже специальные приборы для оценки этого пагубного воздействия, из коих предпочтительно пользоваться не теми, которые оценивают электрическую проводимость, а теми, которые измеряют непосредственно температуру кипения жидкости. Конечно, последние намного дороже, но и достоверность получаемой информации несравнимо выше. В своё время такой прибор несколько месяцев был в моём распоряжении, поэтому я не понаслышке знаю, как жидкость «деградирует». Если, к примеру, у новой DOT-4 температура кипения обычно лежит в пределах 220-230 градусов Цельсия, то у этой же жидкости, но «отходившей» два года – не более 120-130 градусов. Кроме непосредственного влияния на безопасность, «тормозуха» с большим содержанием влаги, является замечательным ускорителем коррозии поршневых механизмов суппортов. Так что интервал замены в два года для DOT-4 однозначно взят не с потолка, это абсолютно обоснованный срок её службы. Между прочим, именно этот тип жидкости используется в данном автомобиле, что называется по умолчанию, и рекомендован производителем для эксплуатации. Что же касается системы CBS, то могу сказать, что на сегодняшний день компания BMW (как, впрочем, и другие брэнды), не использует никаких датчиков для мониторинга состояния тормозной жидкости (в отличие от того же моторного масла). Поэтому расчёт её остаточного ресурса производится компьютером CBS априори, на основании двух определяющих факторов - пробега и времени. Как показывает практика, этого более чем достаточно. На нашей Х3 состояние тормозной жидкости вполне удовлетворительное (экран 7).

                    

                     Экран 7 - если верить системе CBS, тормозная жидкость ещё послужит

   Глядя на этот экран, можно предположить, что владелец автомобиля меняет жидкость даже немного раньше указываемого системой CBS срока – по всей видимости, это происходит вместе с установкой новых колодок, поскольку замен жидкости было ровно столько же, а именно четыре. Ну и правильно делает – ведь при замене колодок прокачные штуцера вот они, под рукой, почему бы заодно и «тормозуху» не поменять? На этом пока сделаем остановку. Продолжу в следующем бюллетене.

                             

Технический эксперт компании «Интерлакен Рус»

Газетин Сергей.  

  

Яндекс цитирования Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
© 2004 — 2018 CARMAN SCAN Тел: +7495-789-4631; +7495-771-7031