ENGLISH VERSION
CARMAN AUTO-I 100
CARMAN AUTO-I 300
CARMAN AUTO-I 700
 
VCDS (VAG-COM)
DELPHI DS150
СКАНЕР ДЛЯ МОТО
FOXWELL NT644 Pro
CarDAQ-PLUS 2
ИММОБИЛАЙЗЕРЫ
КЛЮЧИ И СТАНКИ SILCA
 
COMMON RAIL TЕСТЕР
FRONIUS ЗАРЯДКА АКБ
РАСТОЧКА ДИСКОВ
ТЮНИНГ ДВИГАТЕЛЯ
ГАЗОАНАЛИЗАТОР
ДЫМОМАШИНА
CEMB БАЛАНСИРОВКИ
DUNLOP МОНТАЖ ШИН
 
КАРТЫ ПОКРЫТИЯ ИНСТРУКЦИИ
ОБУЧЕНИЕ
КОНТАКТЫ
ФОРУМ
ТЕХ БЮЛЛЕТЕНИ
ОБНОВЛЕНИЯ
ВСЕ НОВОСТИ
ВАКАНСИИ
Наши проекты:






 

Технический бюллетень № 120: Электротехника не для начинающих (часть 2)

TSB#120

Электротехника не для начинающих (часть 2)

  

   Итак, мы прервались на том, что предположили наличие утечек тока на корпус у форсунок 4-го и 6-го цилиндров. Наиболее логичным действием, которое напрашивается в этом случае является проверка сопротивления изоляции этих форсунок. Но это только на первый взгляд. В действительности, выполнить такую проверку не так-то просто. Измерение с помощью обычного мультиметра ничего не выявило, что неудивительно. Для такой проверки нужен специальный прибор - тестер изоляции. Мало того, далеко не каждая модель подойдёт, большинство из предлагаемых на рынке приборов могут просто-напросто повредить исправную форсунку. Поэтому мы решаем действовать по рабоче-крестьянски. То есть, удаляем код неисправности, отключаем разъём 6-й форсунки и запускаем двигатель. Понятное дело, блок управления, тут же фиксирует обрыв её цепи (код 1242), но нас это совершенно не интересует. Потому что важно другое - ошибка 1042 больше не возникает (экран 1).

                                        

                            Экран 1 - код по обрыву в цепи форсунки №6

   А если попробовать вновь подключить 6-ю форсунку, а вместо этого отключить 4-ю? Пробуем. Этот фокус не проходит, код 1042 тут как тут. Из чего мы делаем вывод, что проблема кроется всё-таки именно в цепи форсунки шестого цилиндра. Пожалуй, есть резон проконтролировать ток, потребляемый этой форсункой. С помощью бесконтактного датчика. Правда, для этого придётся немного надрезать изоляционную трубку жгута форсунки, но в данной ситуации, это не столь великая жертва. Надрезаем трубку (фото 1), одеваем на один из проводов зажим датчика тока (фото 2), запускаем двигатель, записываем осциллограмму.

                    

                          Фото 1 - надрезаем изоляцию....

                    

                          Фото 2 - одеваем датчик тока...

   И получаем совершенно не тот результат, который ожидали увидеть. Форма тока, который протекает через шестую форсунку в моменты её срабатывания, никаких нареканий не вызывает (экран 2).

                    

                         Экран 2 - практически эталонная осциллограмма

   Вообще говоря, осциллограмма тока, потребляемого пьезоэлектрическими форсунками Bosch, достаточно сложна, и для визуального анализа представляет определённые трудности. Поэтому для полной уверенности, конечно нужно сравнить эту осциллограмму с аналогичной для какой-либо другой форсунки (что мы конечно же тут же и сделали). Но в данном случае это не главное. Потому что из записанной осциллограммы мы получили более важную информацию. Оказалось, что в те моменты, когда 6-я форсунка бездействует, т.е. на неё подаётся только напряжение питания, а управление отсутствует, через неё всё же протекает ток. И как хорошо видно, именно в эти моменты и возникает «просадка» напряжения (экран 3).

                    

                    Экран 3 - в момент "молчания" форсунки по ней протекает ток

   Теперь призовём на помощь её величество логику. Что мы имеем? Первое: импульсы питания генерируются блоком управления только в те моменты, когда работает та или иная форсунка. Т.е. импульсы, которые мы видим на данной осциллограмме, «предназначены» для активации какой-то другой форсунки правой «банки». Для какой именно, для 4-й, или для 5-й – совершенно не важно. Важно, что именно в эти моменты времени питающий каскад ЭБУ, кроме тока, потребляемого 4-й (или 5-й) форсункой, вынужден отдавать дополнительный ток. И, хотя этот ток не такой уж и большой (примерно один ампер в пике), на него «силёнок» у питающего каскада уже не хватает. Второе: данный ток протекает именно по цепи шестой форсунки, причём сама форсунка блоком управления в это время не активируется. Третье: как уже говорилось выше (см. осциллограмму на экране 1), в момент активации шестой форсунки, т.е. во время протекания по ней не паразитного, а рабочего тока, питающий каскад ЭБУ работает как ни в чём ни бывало, и никакой просадки напряжения не наблюдается.

  Какой же вывод можно сделать на основании этих трёх фактов? А вот какой: причиной протекания паразитного тока является наличие некого сопротивления утечки в управляющей цепи шестой форсунки. Причём, это сопротивление обусловлено никак не повреждением изоляции, потому что в этом случае ток утечки протекал бы и в моменты срабатывания форсунки №6. Данное сопротивление подсоединено одним концом к управляющему выводу форсунки, а другим – к массе. Иными словами, это сопротивление подключено параллельно выводам управляющего транзистора (ключа). Когда ключ открыт, сопротивление утечки никакого влияния на работу каскада не оказывает. По той простой причине, что сопротивление канала открытого транзистора типа MOSFET (а именно такие ключи здесь и применяются) составляет доли Ома. Проверим наше предположение. Отсоединяем разъём 6-й форсунки, измеряем сопротивление между управляющим выводом и массой (экран 4).

                    

                         Экран 4 - сопротивление утечки

   Так и есть, параллельно выводам, как сказал бы бывалый электронщик, висит «сопля» номиналом примерно 400 Ом. Причём, как ещё раз заметил бы тот же самый бывалый электронщик, «звонится» оно одинаково в обе стороны, т.е. значение сопротивления от полярности подключения измерительных проводов, не зависит (фото 3 и 4).

                    

                    

                          Фото 3 и 4 - от перемены щупов результат не меняется

   При проверке аналогичного параметра на любой другой форсунке мы получаем бесконечность (экран 5). 

                    

                          Экран 5 - в цепях других форсунок утечки нет

   Так, пол дела сделано, причина «просадки» питания понятна. Вопрос теперь в том, где находится сопротивление утечки – внутри блока управления или в жгуте? Отсоединяем оба разъёма от ЭБУ и повторяем замер. В этом случае омметр фиксирует обрыв цепи, т.е. высвечивает такие же показания, как и на вышеприведённом экране 5. Возвращаем разъёмы ЭБУ на место, и вновь получаем всё те же 400 Ом. Ну что же, теперь всё понятно окончательно – проблема в блоке управления. Нужно везти в ремонт.

   Завершилась эта история так же неожиданно, как и началась. Я позвонил своему знакомому, тому самому «бывалому электронщику», ввёл его в курс дела, и попросил посмотреть, что и как. Он согласился. Вечерней лошадью отправляем ему блок управления, а утренней он возвращает его нам назад. Со следующим комментарием: «блок абсолютно исправен, ищите проблему в жгуте». Вот тебе и раз. Но, по большому счёту, он может быть и прав – ведь при проверке мы отсоединяли от ЭБУ оба разъёма, а значит и массы тоже. А если уж быть до конца корректным, для локализации проблемы надо было, не отсоединяя разъёмов, резать управляющий провод шестой форсунки и измерять сопротивление. Хорошо, исправим свою недоработку. Находим этот провод (фото 5), но перед тем, как прибегнуть к ножницам, решаем проверить всё ещё раз.

                    

                        Фото 5 - вот этот самый провод, управление форсункой №6

   И… И как вы уже, наверное, догадались, видим, что никакой утечки больше нет. Омметр беспристрастно показывает бесконечно большое сопротивление. Запускаем двигатель – он работает. Всеми цилиндрами. Сколь угодно долго. И блок управления ни на что не жалуется. Что же это было, куда подевалась неисправность? Ответ, увы, пока нам неизвестен. Но факт остаётся фактом – побывав в руках специалиста, блок заработал. Я пытался расспросить его, что именно он мог изменить (затронуть, задеть и т.п.), но он ответил, что «ничего такого» не делал. Одна надежда – если он действительно ничего не делал, проблема, возможно, всплывёт ещё раз. И вот тогда мы уж точно постараемся докопаться до истины.   

            

Технический эксперт компании «Интерлакен Рус»

Газетин Сергей.  

Яндекс цитирования Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
© 2004 — 2016 CARMAN SCAN Тел: +7495-789-4631; +7495-771-7031