ENGLISH VERSION
CARMAN AUTO-I 100
CARMAN AUTO-I 100+
CARMAN AUTO-I 700
 
VCDS (VAG-COM)
DELPHI DS150
СКАНЕР ДЛЯ МОТО
FOXWELL NT644 Pro
CarDAQ-PLUS 2
ИММОБИЛАЙЗЕРЫ
КЛЮЧИ И СТАНКИ SILCA
 
COMMON RAIL TЕСТЕР
FRONIUS ЗАРЯДКА АКБ
РАСТОЧКА ДИСКОВ
ТЮНИНГ ДВИГАТЕЛЯ
KEY MASTER
ГАЗОАНАЛИЗАТОР
ДЫМОМАШИНА
HOFMANN 3D СТЕНД
 
КАРТЫ ПОКРЫТИЯ ИНСТРУКЦИИ
ОБУЧЕНИЕ
КОНТАКТЫ
ФОРУМ
ТЕХ БЮЛЛЕТЕНИ
ОБНОВЛЕНИЯ
ВСЕ НОВОСТИ
ВАКАНСИИ
Наши проекты:






 

Технический бюллетень №112: Основы электротехники

TSB#112

Основы электротехники

  

      Придя как-то раз на работу, я тут же был окружён сотрудниками сервиса, которые стали наперебой убеждать меня в том, что мне срочно необходимо принять участие в диагностике весьма серьёзного автомобиля. По их наглым рожам я сразу понял, что тут что-то не так, но виду конечно не подал, и принял правила игры. «В чём проблема?» – спрашиваю.

 - Горит лампочка разрядки АКБ

– И что же, не можете разобраться?

– Не можем, потому что ошибок нет.

– А что за машина?

– Да, вот она, стоит в уголке (фото 1).

                   

                     Фото 1 - Mercedes Benz W221? Подождёт!

     Ну, вижу, ребята хорошо подготовились. Не поленились даже вместо 221-го Мерседеса закатить на диагностический участок этот аппарат (фото 2).

                   

                        Фото 6 - ВАЗ 2016, год выпуска - 1986. В идеальном состоянии.

   Такого рода «подколки» и шуточки являются неотъемлемым атрибутом работы практически любого автосервиса. Это является своего рода показателем «спетости» коллектива. Но шутки шутками, а проблема в этом автомобиле действительно имеется, и раз уж он к нам приехал, необходимо с ней разобраться.

   Итак, ещё раз, по порядку. Запускаем двигатель, лампа «зарядки» (или "разрядки?") в комбинации приборов не гаснет (фото 3).

                   

                       Фото 3 - горит лампочка разрядки АКБ...

   Ну, ясное дело, зарядки нет. Открываем капот, подключаем к клеммам АКБ мультиметр. Да ни фига подобного – вполне себе нормальная зарядка, на уровне 13.9 Вольта. Значит, проблема в цепи контрольной лампы? Как известно из преданий, дошедших до нас из эпохи загнивающего социализма, лампа зарядки на задне-приводных автомобилях ВАЗ, управляется специальным реле типа РС702. Расположено оно под капотом, с правой стороны, недалеко от аккумулятора. Первая интуитивная реакция, как обычно - проверить надёжность крепления подходящих к реле проводов. Прикасаюсь к реле рукой, и отчётливо ощущаю, как оно «зудит». То есть, вибрирует с достаточно высокой частотой, и даже издаёт соответствующий звук. Что-то новенькое, с таким раньше мы не сталкивались. Приношу со склада осциллограф и подключаю измерительный вывод одного из его каналов к жёлтому проводу (фото 4).

                   

                        Фото 4 - подключаемся к жёлтому проводу

   Этот провод приходит на один из концов обмотки реле от так называемой «средней точки», т.е. от общей точки соединения трёх обмоток генератора (обмотки здесь соединены по схеме «звезда»). На очередную реплику коллег о том, что ты де совсем рехнулся – «к вазику осцилл подключать?!», делаю морду кирпичом и с ухмылкой отвечаю: а как же прикажете его чинить, ошибок-то нет!

   Информация для тех, кто уже не помнит, или, быть может, ещё не знает, как всё это хозяйство работает. После запуска двигателя, напряжение на средней точке (т.е. на жёлтом проводе) должно стать равным примерно половине напряжения, выдаваемого генератором, т.е. примерно 7 Вольт. С учётом того, что другой конец обмотки реле соединён непосредственно с плюсом АКБ, на обмотку будет воздействовать разница этих напряжений, то есть, примерно те же 7 Вольт. Этого напряжения вполне достаточно, чтобы контакты реле разомкнулись, и лама зарядки погасла. Посмотрим, что же у нас происходит на этом самом жёлтом проводе. При неработающем двигателе там естественно ничего нет, т.е. напряжение равно нулю. А вот если мотор работает, тут творится что-то непонятное (экран 1).

                   

                      Экран 1 - вот такой шабаш...

   При более детальном рассмотрении изменения напряжения на этой осциллограмме (читай при меньших значениях времени развёртки по горизонтали) хорошо видны резкие перепады напряжения от плюс питания до нуля и выбросы противо-эдс (экран 2).

                   

                       Экран 2 - ни дать, ни взять - коммутатор!

   Это говорит о том, что обмотка реле каким-то образом то подключается к массе, то отключается. В результате реле часто и хаотично срабатывает, что хорошо видно из другой осциллограммы, снятой с контакта, подающего питание на сигнальную лампу (экран 3).

                   

                         Экран 3 - так выглядит напряжение на лампе-индикаторе

   В соответствии с этим, лампа разрядки также хаотически выключается, но, поскольку большую часть времени она находится под напряжением, а выключение реле происходит хоть и очень часто, но на весьма малое время, нам кажется, что лампа просто горит. Отсоединяем жёлтый провод от реле - оно сразу же затихает. При этом напряжение на вывешенном в воздухе проводе становится равным нулю (экран 4).

                   

                        Экран 4 - напряжение равно нулю

   А так быть не должно – как я уже говорил выше, здесь должно быть примерно семь вольт, хотя, если уж быть совсем точным, это не совсем так. Почему – объясню чуть позже. В общем, понятно, что в цепи средней точки генератора что-то не так. Берём мультиметр и измеряем сопротивление между жёлтым проводом, плюсом и минусом (т.е. массой) генератора. быстро убеждаемся, что наш жёлтый провод ни к какой средней точке не подключен (фото 5).

                   

                           Фото 5 - средняя точка повисла в воздухе

   При этом до генератора он доходит в абсолютно исправном состоянии. Значит, обрыв находится где-то внутри него. Но вот каким образом этот оборванный провод ещё и коммутируется на массу, непонятно совершенно. Короче говоря, без разборки не обойтись. Демонтируем генератор с автомобиля и снимаем с него заднюю крышку (фото 6 и 7).

                   

                           Фото 6 - в этом месте происходит замыкание

                   

                         Фото 7 - чтобы было более понятно, мы вытащили провод наружу...       

   Ну вот теперь что-то начинает проясняться – провод, идущий от средней точки (внутри генератора он имеет коричневый цвет), при сборке проложили халтурно, в итоге его изоляция повредилась о торцевую часть ротора, и на неё же он стал замыкать. Через какое-то время провод перетёрся окончательно, при этом замыкать на ротор не перестал! Захочешь – так не сделаешь. А тут, пожалуйста, нерукотворный коммутатор получился. Хотя, почему «нерукотворный»? Очень даже рукотворный – ведь на заводе генератор собирали чьи-то руки, вот они и накосячили.

   После ремонта генератора всё встало на свои места. Теперь жёлтый провод имеет соединение со средней точкой, поэтому стал «звониться» как с плюсом, так и с массой через выпрямительные диоды, что подтверждается и измерением сопротивления (фото 8), и измерением падения напряжения на диодах генератора (фото 9). Кстати говоря, АКБ нам также пришлось заменить, уж больно он был "дохлый".

                   

                    Фото 8 - теперь жёлтый провод "звонится" как на плюс, так и на массу

                   

                           Фото 9: то же самое, но в режиме проверки диодов 

   После запуска двигателя появилось напряжение на средней точке. Вот так выглядит его осциллограмма (экран 5).

                             

                    Экран 5 - вот как на самом деле выглядит напряжение на средней точке      

   Как видите, это напряжение имеет две составляющих – постоянную и переменную. Минимум этого напряжения равен двум вольтам, максимум – примерно 12 вольтам. Но если измерять напряжение в этой точке обыкновенным мультиметром, на режиме постоянного напряжения, он покажет примерно семь вольт. Именно эта величина и указана во всевозможных мануалах. Это так называемое среднее значение. А бывает ещё пиковое, среднеквадратическое и т.д. и т.п. Но это уже элетротехника более высокого порядка, развивать эту тему – значит пытаться объять необъятное. Наше дело маленькое – причину нашли, генератор починили, лампочку погасили. Пошутили, поприкалывались, пора и делом заняться. Мерседес-то всё так и стоит бедолага, своей очереди дожидается…             

Технический эксперт компании «Интерлакен Рус»

Газетин Сергей.  

Яндекс цитирования Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
© 2004 — 2016 CARMAN SCAN Тел: +7495-789-4631; +7495-771-7031