
|
Технический Бюллетень №2: Интерпертация параметра Target A/F на TOYOTA
|
Приводимая
ниже информация опытным специалистам давно известна. Однако для начинающих
диагностов она может быть весьма полезной.
На большинстве автомобилей Toyota, выпущенных с 1993 по 1999 год, устанавливался
прямоугольный диагностический разъём с 23 выводами (см. фото 1). При
диагностике таких автомобилей в режиме Data List, сканер в числе других, выводит параметр «Target A/F». В переводе на русский язык, это
означает что-то типа «Заданное соотношение Воздух/Топливо». Однако формальный перевод
не совсем правильно отражает смысл данного параметра. На самом деле «Target A/F» является показателем значения
топливной адаптации. Значение данного параметра отображается в Вольтах, что
требует некоторого разъяснения.

Фотография Розетки под капотом автомобиля
Если
величина топливной адаптации не превышает +/- 10%, параметр Target A/F имеет значение
примерно 2.5 Вольта (экран 1). Если топливная адаптация лежит в пределах плюс
10 – 20 процентов (т.е. ECU
увеличивает длительность впрыска), значение Target A/F составляет примерно 3.75 Вольта. При значении адаптации
минус 10-20 процентов (т.е. ECU уменьшает длительность впрыска), значение Target A/F составляет примерно
1.25 Вольта. Когда величина адаптации составляет более +20%, сканер покажет 5
Вольт, а при адаптации минус 20% - 0 Вольт. Приведённая схема действительна при
работе двигателя с замкнутым контуром лямбда-регулирования. Когда двигатель
остановлен (зажигание включено) или работает в режиме разомкнутого
лямбда-контура, значение Target A/F также
составляет 0 Вольт (экраны 2 и 3).
Экран 1 : Двигатель работает, контур замкнут
Экран 2 : Двигатель остановлен
Экран 3 : Двигатель работает контур разомкнут
Альтернативным способом оценки величины
адаптации является измерение напряжения на выводе «Vf» диагностического разъёма. Напряжение
на этой ножке может быть как постоянным, так и иметь форму прямоугольных
импульсов с амплитудой 5 Вольт (см. экран 4) - это зависит от модели и года
выпуска автомобиля. Собственно, при измерении напряжения мультиметром (режим DC), это не принципиально –
его показания могут принимать значения 0, 1.25, 2.5, 3.75 и 5 Вольт, с учётом
небольшого (+/- 0.1 Вольта) допуска. Что означают эти значения – см. выше.
Экран 4 : Сигнал VF
Ещё одно дополнение. Напряжение датчика
кислорода на данных автомобилях в цифровом протоколе обмена не выводится. Зато
на диагностическом разъёме имеется вывод, обозначенный «Ox». Если подключить к этому выводу
осциллограф, работу ДК можно оценить очень детально (см. экран 5).
Экран 5 : Сигнал ДК
И последнее. Весьма похожая система вывода информации о топливной
коррекции применялась на автомобилях Mercedes-Benz до 1995
года включительно. Но это – тема отдельного тех. бюллетеня.
Технический
эксперт компании «НЕО СИСТЕМС»
Газетин Сергей
|